http://www.kladina.narod.ru/vasilyeva2/vasilyeva2.htm
В кн.:
«"Русская Хазария". Новый взгляд на историю» - М., "Метагалактика", 2001. - 320с. ("Подлинная История Русского Народа", выпуск 2-3.2001).
Стр.159-254.
Н.И.Васильева
Русская Хазария
Русская Хазария
На Хазарском пограничье
Россия в 965 - 1241гг.
Рассуждение о стране Рус и ее городах
"Исчезнувшие" печенеги
Половецкое поле
От "великой Татарии" к России
Евразия и Атлантида (1400-2000гг.)
Возрождение Империи Евразии
Хазарский Каганат, наверное, одна из самых загадочных страниц книги Мировой Истории. Она долгое время была окутана мраком молчания, подвергалась и подвергается - многочисленным спекуляциям. Но становится все яснее и яснее, что история Хазарии есть подлинный ключ к истории России, отнюдь не сводящейся к усеченной истории "Киевской Руси".
Вроде бы событийная канва 7-10вв. известна. Хазарский Каганат был достаточно сильным государством, оказывавшим влияние на мировую политику, внешние действия которого достаточно освещены иностранными источниками.
Но внутренняя история Каганата представляет собой такую тьму, такое поле для домыслов, что невольно возникает подозрение о сознательной фальсификации, сознательном уничтожении источников, позволяющих хоть сколько-нибудь узнать истину.
Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что такие "канонические" летописи, как ПВЛ, хранят о Хазарии глухое молчание. Между тем, согласно этому же и другим источникам, войны с хазарами составляли основное занятие ранней варяжской династии! Ну хоть что-нибудь о постоянном противнике надо было сообщить?..
Распутывая "хазарский клубок", становится постепенно ясно, почему в "канонической" версии русской истории образовалась такая "черная дыра".
Напомним вкратце, где и при каких условиях сложился Хазарский каганат. Первоначально (в 6-м столетии) ХАЗАРЫ ВХОДИЛИ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВА САВИРОВ1, то есть тех же САВРОВ-САВРОМАТОВ. Собственно хазарское государство - в том виде, в каком его застало средневековье, - сформировалось под властью Тюркской империи, и обрело самостоятельность результате ее распада (630-е гг. н.э.); его правящий слой образовала династия тюркского происхождения.
Правящий слой, однако, это не весь народ. Преемственность Хазарии по отношению к государству савиров в высшей степени знаменательна. Напомним, что северысавиры занимали на юге предгорья Северного Кавказа, на северо-западе - бассейн Дона, а также бассейн левобережных притоков Днепра - Сейма, Десны и др. Скорее всего, на востоке им принадлежали не только поволжские, но и южноуральские и прикаспийские степи; по крайней мере известно, что территория современного западного Казахстана в 7в. называлась "страной Сибир".2 Надо полагать, после распада Тюркского каганата Хазария заняла примерно этот же регион.
К концу 7-го столетия границы Хазарии расширились далеко на запад, в украинские степи. Еще около 635г. причерноморские болгары "отпали" от ослабевшего Аварского каганата (центр которого находился в Паннонии) и заключили союз с Византией. Давление Хазарии на западе возрастало, и в 680-е гг. болгары были "выжаты" за Дунай, где и образовали собственно Болгарию.
Границы хазарского государства очерчены в источнике середины 10в., так называемом письме царя Иосифа: "Что касается такого вопроса о протяжении нашей страны и ее длине, то она расположена подле реки [Волги], примыкающей к Гурганскому морю [Каспию], на восток на протяжении 4 месяцев пути. Подле реки расположены весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве; они живут в селах и в укрепленных городах. Их девять народов, которые не поддаются распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань.
С южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до Баб-ал-Абнаба [Дербента]. Они проживают на горах. Все жители страны Баса [Зап. Кавказ] и Танат [Ниж. Дон] до моря Кустантинии [Черного], на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по берегу моря Кустантинии.
Оттуда граница поворачивает к северу до большой реки по имени Юз-Г [Днепр, тюрк. Иоза]. Я [царь хазар] живу у входа в реку [Волгу] и не пускаю руссов, прибывающих на кораблях, проникать к нам. Точно так же я не пускаю всех врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну"3.
"Руссы, прибывающие на кораблях" вниз по Волге - это, несомненно, варяги. Следует добавить, что под контролем хазарского государства находилась Волжская Булгария (с центром в современной Татарии), и, согласно русским летописям, до середины 9в. хазарам "платили дань" славянские племена вятичей и северян (бассейн Оки, Десны, Сулы и Сейма), то есть границы Каганата на севере доходили до линии Москвы и Казани.
Итак, территория, занимаемая Хазарией - от Понта, Кавказа и Каспия на юге до Днепра на западе, верхнего Поволжья на севере и Урала на востоке - удивительно точно совпадает с той Сарматией, которая известна по Древним источникам, а столица Хазарии, располагавшаяся в нижнем Поволжье - с ее естественным геополитическим центром. Фактически Хазария и была Сарматией, управляемой, однако, элитой тюркского происхождения...
Вопрос, однако, заключается в том, кем были ее подданые, "простые хазары". Еще совсем недавно, во времена, когда изучение истории Хазарии находилось под негласным запретом, их объявляли "тоже тюрками". Однако первые же попытки беспристрастного исследования показали, что о тюркском населении Хазарии не может быть и речи...
Л.Н.Гумилев, много сделавший для восстановления реальной истории этой загадочной страны, затонувшей, подобно Атлантиде, в реке времени, склонялся к мнению, что собственно "хазары" были автохтонным народом северо-восточного Кавказа, вступившим в "симбиоз" с Тюркской империей и наследовавшим власть после ее распада.
Но никаких особых "северокавказских" черт в культуре Хазарии на самом деле нет, да и в среде народов Кавказа никаких воспоминаний об этом государстве не сохранилось (как не сохранилось и самого народа, именуемого "хазарами"). Предположение, что какой-либо из малых горных народов Кавказа (вообще очень привязанных к своей специфической природной среде) мог распространить свою власть на огромную территорию Восточноевропейской равнины, есть настоящий абсурд.
Ближе к истине находятся исследователи, связывающие хазар с Хорезмом. Названия эти, безусловно, образованы от одной основы (хазары= харазы - харазмии - жители Хорезма); вообще говоря, этноним "хазары-азары-аразы" относится к древнейшим индоевропейским; он встречается в индийской и переднеазиатской мифологии, а также в донском фольклоре, причем в последнем случае прямо соотносится с предками казаков.4
Какие-то миграции, направленные из Хорезма и вообще области приаральских степей на Восточноевропейскую равнину в период "великого переселения", несомненно, происходили. Вероятнее всего, ХАЗАРЫ были не кеми иными, как приаральскими скифами-сарматами, отступавшими из района ХОРЕЗМА под натиском тюрок.
Но это значит, что среднеазиатские хазары ровно ничем в этническом смысле не отличались от восточноевропейских сарматов, русов-аланов., на землю которых вынуждены были уйти под давлением противников. Этому есть многочисленные подтверждения в источниках. Буквально во всех греческих сообщениях хазары выступают как СКИФЫ! Комментаторы пытаются увильнуть: дескать, греки использовали "собирательное" название, не имеющее реального смысла. На самом деле это далеко не так, потому что те же источники называли печенегов, гузов и другие современные хазарам народы уже не "скифами", а "тюрками", видимо, прекрасно, понимая разницу между этими двумя этническими общностями.
Напомним, что скифами византийцы называли не только хазар, но и русских... То же самое и в наших летописях; так, в "канонической" ПВЛ не только хазары прямо названы скифами, но и южнорусские племена Великой Скифью! При этом никаких других сведений о происхождении хазар в ПВЛ не приводится; нет данных и об "иноязычии" хазар по отношению к русским. Если учесть, что в других летописных источниках скифы прямо названы предками русских и славян, то кем же тогда оказываются загадочные хазары?..
О глубоком родстве русских и хазар свидетельствуют арабские источники. Так, в анонимном сочинении "Собрание историй" (1126г.) приведена такая занимательная легенда: "Рассказывают также, что РУС И ХАЗАР БЫЛИ ОТ ОДНОЙ МАТЕРИ И ОТЦА. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо (!) Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться".5
Отметим, что в этой легенде изложена не только идея родства русских и хазар, но и история происхождения средневекового русского государства из недр Хазарского каганата! Вообще сведений о славянах и русских в Хазарии настолько много, что поразительно, как столь долго их ухитрялись скрывать.
Масуди сообщал: "В хазарской столице по закону пять судей; два из них для мусульман; два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой; два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием, и один для СЛАВЯН, РУСОВ и других язычников, которые судят согласно языческому обычаю, т.е. по велениям разума".6 Согласно тому же автору, мусульмане в Каганате - это только наемники на службе у Кагана и купцы, то есть относительно немногочисленная элитарная группировка. Как понятно, собственно иудео-хазарская прослойка также была немногочисленна, хотя и обладала большой властью.
Ясно, что основное население Каганата состояло как раз из "язычников", в качестве которых современные источники называют только русов и славян! Надо полагать, что и христианская община в Каганате была образована ими же... В самом деле, тот же Масуди сообщает о КРЕЩЕНИИ КАВКАЗСКИХ АЛАНОВ еще в 7-м столетии н.э. Поскольку "русы" и "аланы" в условиях Хазарского каганата - или совсем одно то же, или названия двух территориальных группировок одного и того же народа, то это известие следует считать одним из самых ранних упоминаний о принятии христианства на Руси. Надо полагать, что к середине 10в. православное христианство в Каганате должно было уже широко распространиться, чему могли способствовать и постоянно дружеские отношения этого государства с Византией.
Однако нет сомнения, что большинство русских и славян Хазарии продолжали исповедовать "язычество", то есть древнюю славяно-арийскую религию. Масуди сообщает:
"ЧТО КАСАЕТСЯ ЯЗЫЧНИКОВ В ХАЗАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ТО СРЕДИ ИХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ НАХОДЯТСЯ СЛАВЯНЕ И РУСЫ... ОНИ СЖИГАЮТ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ ВМЕСТЕ С ИХ КОНЯМИ, УТВАРЬЮ И УКРАШЕНИЯМИ. КОГДА УМИРАЕТ МУЖЧИНА, ЕГО ЖЕНУ ЗАЖИВО СЖИГАЮТ ВМЕСТЕ С НИМ... КАК МЫ УПОМИНАЛИ, ТАКОВ ЖЕ ОБЫЧАЙ У ИНДУСОВ".7
Отметим, что у Масуди описан не просто русско-славянский, но именно "меотский", приазовский обряд. В самом деле, кремация была принята у северных и частично западных славян, но у них не было распространено погребение с конем (поскольку коней у жителей лесной зоны вообще было мало); балтийские моряки-варяги обычно сжигали ладью. С другой стороны, у большинства русов-аланов было принято погребение с конем под курганом, но без кремации. И только у синдов-меотов, обитавших вблизи берегов Азовского моря, погребение с конем иногда сочеталось с кремацией. Вообще весь этот пассаж Масуди отсылает прямо к той "Индоарике" у берегов Меотиды, которая "читается" по местным географическим названиям...
Данные арабских авторов о русах и славянах в Хазарии никак нельзя интерпретировать в том смысле, что речь, дескать, идет только о днепровских полянах и северянах, плативших, согласно киевским летописям, "хазарскую дань". Напротив, совершенно очевидно, что русские и славяне составляли основу населения в самом центре Хазарского Каганата, в приазовских, донских, кубанских и прикавказских степях.
Бесспорное подтверждение этого факта предоставила археология. Памятники, несомненно принадлежавшие восточным славянам раннего средневековья, обнаружены 'в Белой Веже (Саркеле) на Дону, в Тмутаракани на Тамани, в Корчеве (Керчи) в Крыму, на острове Березань, в низовьях Волги".8 Нет, это не "отдельные группы славян", как пытаются выйти из положения сторонники "усеченной" версии русской истории. Какие там отдельные группы, когда этими памятниками отмечена вся территория Хазарии, от Приазовья-Причерноморья до Каспия. Между тем собственно "хазарских" следов, как ни старались, так и не обнаружили!..
Посмотрим, что за русские люди населяли Хазарию... Как и все славяно-русские государства, Хазарский Каганат имел федеративную структуру. Отдельные области управлялись автономно, представляя собой почти суверенные "царства".
О том, что в состав Каганата входило царство АЛАНОВ, было известно давно. Сторонники "усечения" русской истории не осмеливаются отрицать сам факт, но они чуть ли не с 18-го века затвердили, что эта хазарская Алания=... современной Осетии!
Масуди утверждал: "Между царством алан и горой Кабх (Кавказским хребтом) имеется крепость и мост через большую реку"... Речь идет об укреплениях в Дарьяльском ущелье. Однако не следует полагать, что все царство аланов располагалось в предгорьях; ведь речь здесь идет только о его границе. В самом деле: "АЛАНСКИИ ЦАРЬ ВЫСТУПАЕТ В ПОХОД С 30 ТЫС. ВСАДНИКОВ. ОН МОГУЩЕСТВЕН, МУЖЕСТВЕН, ОЧЕНЬ СИЛЕН И ВЕДЕТ ТВЕРДУЮ ПОЛИТИКУ СРЕДИ (ДРУГИХ) ЦАРЕЙ. Его царство состоит из непрерывного ряда поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений".9
Следует напомнить, что конница в 30 тыс. всадников (тяжеловооруженных!) - это огромное по средневековым меркам войско. Для сравнения: примерно такое же количество солдат насчитывали английские войска, высаживавшиеся во Франции во время Столетней войны. Правда, для России это не предел: источники сообщают, что соединенные силы княжеств Новгород-Киевского государства выставляли по 100-150 тыс. воинов. Но это именно соединенные силы. Армию в 30 тыс. человек мог выставить только крупный, густо заселенный и экономически развитый регион, эквивалентный, по меньшей мере, одному из региональных княжеств Киевской Руси, например, Черниговско-Северскому (включавшему Курскую, Воронежскую, Белгородскую, Сумскую и некоторые другие современные области).
Уже одно это соображение указывает, что Алания 9-10вв. не могла быть равна современной Осетии... Скорее всего, она включала в себя территорию современного Ставропольского края, плюс, разумеется, кавказские предгорья, также и Осетию. Учитывая плодородие южнорусских степей, не приходится удивляться, почему Алания состояла из "непрерывного ряда поселений", и как ей удавалось выставлять тяжеловооруженную армию, равную английской...
Не приходится сомневаться, что аланы предкавказских степей эпохи средневековья и есть русские. Увы, сам факт, что сторонники "усечения" русской истории так стараются "замять" Аланское царство и "минимизировать" его до рамок Осетии, говорит о многом...
Алания, однако, была не единственной "русской" областью Хазарского Каганата. В его пределах существовала еще одна автономия, чья территория, видимо, совпадала с Краснодарским краем (плюс предгорья). Вот что писал об этом Масуди:
"За царством аланов находится народ, называемый кашак (КАСАК) и живущий между горой Кабх [Кавказом] и Румским [Черным] морем. ЭТОТ НАРОД ИСПОВЕДУЕТ РЕЛИГИЮ МАГОВ [в подлиннике маджусов; так называли арабы сторонников арийской религии]. СРЕДИ ПЛЕМЕН ЭТИХ МЕСТ НЕТ НАРОДА БОЛЕЕ ИЗЫСКАННОЙ НАРУЖНОСТИ, С БОЛЕЕ ЧИСТЫМИ ЛИЦАМИ, НЕТ БОЛЕЕ КРАСИВЫХ МУЖЧИН И БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫХ ЖЕНЩИН, более стройных, более тонких в поясе, с более ясной линией бедер и ягодиц, и вообще нет народа лучшей внешности, чем этот. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью. Они одеваются в белое, в румскую парчу, в ярко-алую ткань и в различные парчовые ткани, затканные золотом. В их стране производятся различные ткани из льна того сорта, который именуется тала ("золото") и который более тонок и носок, чем сорт дабики; один отрез его стоит 10 динаров, и он вывозится в соседние страны ислама".
Рассказ в высшей степени замечательный... Что за КУБАНСКИЕ КАЗАКИ в 10-м столетии? Неужели казаки (касаки)=адыгейцы, как без зазрения совести пишут некоторые "комментаторы"? Почему с такими усилиями они пытаются "распространить" малые народы Кавказа на север, "заселить" ими русские степи? Но этнически изолированные народы гор всегда образуют адаптированные к особой природной среде сообщества, и в других условиях, как правило, не живут.
Кроме того, кавказские народы никак не могли быть "маджусами", каковым термином арабы именовали иранских зороастрийцев, а также русских и славян - вообще сторонников арийской религии. И чем бы могла поразить арабов внешность адыгейцев, почти ничем не отличающаяся от их собственной? Очевидно, что столь сильное впечатление на них производили вовсе не адыгейки, но кубанские казачки... В высшей степени интересно, что Масуди сообщает о высоком культурном уровне кубанских казаков раннего средневековья. Оказывается, красавицы-казачки носили ткани из импортной парчи, затканной золотом! Значит, были деньги на импорт из "Рума", то есть Византии... Кроме того, сами казаки производили ткани на экспорт, в том числе и таких сортов, какие были недоступны даже развитой промышленности арабского Востока! У нас есть многократные свидетельства источников (подкрепленные данными археологии) о превосходстве средневекового русского вооружения.10 Русские мечи в те времена ценились выше византийских и пресловутой "дамасской стали", русские кольчуги шли на экспорт во Францию... Но, оказывается, и легкая промышленность в те времена была не хуже?...
Не приходится сомневаться, что "аланы" предкавказских степей есть не кто иные, как русы-аланы, а кубанские "касаки"... есть просто кубанские казаки. То есть, по крайней мере две большие автономные области Хазарского каганата, не считая днепро-донских полян и северян, были заселены русскими. Но есть все основания полагать, что славяно-русское население составляло основу вообще во всех областях Каганата.
В самом деле, когда арабские войска шли воевать с Ха-зарией, им приходилось иметь дело прежде всего со славянами... Уже говорилось о том, что арабский полководец Нарван, прорвавшийся через Кавказ в 737г., взял в плен на Дону 20 тысяч славян, а не "простых хазар", как, казалось бы, следовало. Впрочем, это не удивительно, поскольку, по данным Масуди, ОСНОВУ ВОЙСКА ХА-ЗАРСКОГО ЦАРЯ СОСТАВЛЯЛИ ИМЕННО РУСЫ И СЛАВЯНЕ!11
Самое интересное, что подтверждение этого факта сохранилось и в русских летописях. Так, Степенная книга (официальный исторический источник Московского царства 16-17 вв.!) прямо заявляет, что "ПРИ ИРАКЛИИ ЦАРЕ ХОДИШЕ РУСЬ И НА ЦАРЯ ХОЗДРОЯ ПЕРСЬСКОГО".12 Речь может идти только о византийско-персидских войнах середины 7в. н.э.; хорошо известно, что союзником императора Ираклия в этих войнах выступала Хазария, отправившая свою армию в Закавказье и Иран. Выходит, что Степенная книга, повествуя об этих событиях, утверждает, что хазарская армия - это русская армия!..
Еще в 16-17вв. никто не сомневался, что Хазария и есть Русь; именно поэтому в исторических источниках, прешедших тотальную правку уже в пост-петровские времена, в 18-м столетии, почти никаких упоминаний о хазарах нет. Все сообщения о Хазарии оказались столь "неудобными", что их просто устранили...
Но кое-что все же сохранилось. И по этим немногим уцелевшим источникам можно заключить, что влияние русских-аланов в Хазарии отчетливо ощущалось не только в армии, но и на "верхнем" государственном уровне. Так, среди высших должностей этого государства современники отмечают звание АС-ТАРХАН, или РАС-ТАРХАН, совершенно "скифское" по происхождению (вспомним приазовских асов-язов и первого царя скифов Таргитая). Как предполагал Г.В.Вернадский, Ас-тархан был непосредственным правителем русских (асов) в Хазарии, но возможно, это был просто титул командира местных, собственно русских войск (отличных от мусульманской наемной гвардии).
Насколько "славянизирована" была хазарская элита, видно из того факта, что греки называли одного из хазарских каганов (начало 8в.): Ибузир ГЛАВАНОС. В последнем слове следует видеть, конечно, славянское слово "глава" (в смысле: глава администрации). Хорошее соответствие этому титулу дал Константин Багрянородный: в его сочинении упомянуто, что хазарские законы называются ЗАКОНАСЫ. Наконец, как установлено, письменность, применявшаяся в Хазарии, имела алано-сарматское происхождение;13 а некоторые арабские авторы прямо пишут, что хазары заимствовали свое письмо у русов!
Невольно возникает вопрос: если хазарская армия состояла из русов и славян, если "главаносы администраций" писали свои "законасы" русскими письменами... то кто же все-таки правил в Хазарин и на каком языке говорила ее элита? Похоже на то, что даже представители верховной власти, тюрки по происхождению, были "русскоязычны"!.. В любом случае, несомненно, что "простые хазары" эпохи раннего средневековья - это те же самые русы-аланы, занимавшие волго-донские степи и в античные времена,14 и что славяно-русское население в Хазарии преобладало.15
***
Достаточно очевидно, что образование раннесредневекового русского государства происходило под влиянием двух мощных силовых центров, варяжского и хазарского: "Главной... особенностью Восточной Европы той поры являлась зависимость значительной ее части от такого сильного государства, как Хазария, и угроза подчинения этой державе также и северославянских и финских земель, находившихся на торговом пути с Востока в Прибалтику и вообще в Западную Европу. Именно это и побуждало общины Восточной Европы пригласить на условиях договора... предводителей варяжских дружин, типа Рюрика, Аскольда, Дира и др."16 И оба центра, как западный, так и восточный, целиком находились в сфере влияния русской цивилизации, причем русские составляли подавляющее большинство населения.
В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ СЛОЖИЛОСЬ НЕ ОДНО, А ДВА РУССКИХ ГОСУДАРСТВА. Одно - с центрами в Новгороде и в Киеве, основанное вендами-варягами с южнобалтийского Поморья и входившее в политическую систему "славянской Германии"; второе - с центром в низовьях Волги и правящей династией тюркского происхождения.
Для того, чтобы понять "варяго-хазарские" отношения, следует напомнить общую политическую ситуацию. 7-8вв. Это было время, вообще крайне неблагоприятное для народов Европы и северной Евразии, испытывавших распад государственных структур и культурный упадок. Зато цивилизации юга переживали расцвет, объединившись под знаменем ислама.
Главной политической реальностью этого времени был; конечно же, Арабский Халифат, протянувшийся от Пиренеев на западе до Тянь-Шаня на востоке. Напомним, что Халифат, эта мировая держава раннего средневековья, одновременно и всерьез угрожал как Франции, так и Китаю. Скифия (теперь уже можно сказать - Россия) также испытывала давление с его стороны и в результате утратила свое влияние в Закавказье и Средней Азии.
Потери были достаточно тяжелыми; Халифат закрепился на Северном Кавказе, заняв Дербент, и угрожал теперь собственно русским территориям. О том, что угроза была вполне реальна, свидетельствуют многочисленные военные походы арабов за Кавказ (вроде прорыва Мервана к Дону в 737г.). Противостояло арабской экспансии именно Хазарское государство. Собственно говоря, Хазария и возникла как государство (представлявшее собой "симбиоз" русско-аланского населения Восточной Европы с тюрками), для того, чтобы сдержать исламскую агрессию. Ведь древняя арийская религия скифов имела очень много общего с религией центральноазиатских тюрков, сильно отличаясь от семитских по происхождению (иудаизма, христианства, ислама).
В Центральной Европе ситуация была совсем другая. Вендская Германия могла не бояться исламской угрозы, но зато испытывала мощное давление со стороны средиземноморских христианских центров - Рима и Константинополя. Неудивительно, что как сами германские варяги (отчаянно и "до упора" сопротивлявшиеся христианизации), так и созданное ими Новгород-Киевское государство были враждебны Византии. Активные и достаточно агрессивные действия "Киевской Руси" против Константинополя в 9-10вв. объясняются именно этим фактором.
Но Византия, в свою очередь, была непримиримо враждебна Арабскому Халифату, который расширялся в основном за ее счет... Следовательно, арабы являлись для варягов естественными союзниками. Этому есть несомненное доказательство: существование со 2-й пол. 8-го до конца 10в. мощного товарно-денежного потока, начинавшегося в вендской Германии (на балтийском побережье), проходившем через Киевскую Русь (по волго-ладожскому пути) и замыкавшегося на арабских городах.17
Положение Хазарии, которой непосредственно угрожали именно арабы, было диаметрально противоположным; Византия являлась ее безусловным союзником, вплоть до середины 10в. Итак, в 7-9вв. в Центральной и Восточной Европе существовало два крупных военных блока: 1) вендская (славянская) Германия + зависимые от нее славянские народы северной России и Украины + Арабский Халифат с одной стороны; 2) русская Хазария + Византия с другой.
ГРАНИЦА МЕЖДУ ЭТИМИ ВРАЖДЕБНЫМИ БЛОКАМИ ПРОХОДИЛА ЧЕРЕЗ САМОЕ СЕРДЦЕ РОССИИ, ПО ДОНУ - "РУССКОЙ РЕКЕ".
***
Понимание того, что в 8-10вв. существовало не одно, а два русских государства, враждебных друг другу и входящих в разные военно-политические блоки, является клюнем к истории раннего средневековья. Попытки объяснить переход от "Древнего мира" к Средним векам на Восточно-европейской равнине другим способом не могут увенчаться успехом. Недаром же русская история "начальных" веков (или скорее, переходного времени раннего средневековья) представляет собой до сих пор "белое пятно", вызывая ожесточенные споры даже по глобальным вопросам, не говоря уже о частностях.
Какое положение занимала Россия 8-10вв. в мировой геополитической системе? На этот вопрос в рамках "традиционной" (то есть карамзинско-шлецеровской) версии нет ответа... В самом деле, из источников - как греческих, так и русских - хорошо известно, что Россия в этот период вела ожесточенные войны с Византией, начиная с похода некоего "русского князя Бравлина" на Су-рож в Крыму примерно в 780-790-х гг.; затем последовали: нападение на о. Эгину (813г.), налет на Амастриду на черноморском побережье Малой Азии (между 820-840гг.), походы Аскольда на Константинополь в 856(7), 860, 866 и 874(?) гг.; затем Вещий Олег "прибивал щит на врата Царьграда" в 907 и 911гг., затем то же пытался сделать князь Игорь в 941 и 944гг., и наконец, князь Святослав Игоревич попытался присоединить к России Болгарию в 968-971гг.
Как видим, в политике раннего русско-варяжского государства просматривается вполне определенная тенденция, явно враждебная Византии.
Но с другой стороны, у нас имеются вполне достоверные сообщения источников арабского происхождения о войнах, которые русские в то же самое время вели против мусульман Ирана и Закавказья, и в частности, о морских налетах русского флота по Каспию. Первое из нападений на мусульманские страны южного берега Каспия источники отмечают около 870-880гг.; второе - в 909 и 913-914гг. (скорее всего, имели место два похода), и третье - в 944-945гг.
Вот как описывает военные действия русского флота, взявшего в 944г. город Бердаа, крупный центр исламского Аррана (ныне Азербайджана) арабский историк Ибн-Мискавейх:
"НАРОД ЭТОТ (РУССКИЙ) МОГУЩЕСТВЕННЫЙ, ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ У НИХ КРУПНОЕ, МУЖЕСТВО БОЛЬШОЕ, НЕ ЗНАЮТ ОНИ БЕГСТВА, НЕ УБЕГАЕТ НИ ОДИН ИЗ НИХ, ПОКА НЕ УБЬЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ УБИТ. В ОБЫЧАЕ У НИХ, ЧТОБЫ ВСЯКИЙ НОСИЛ ОРУЖИЕ"... Местные жители были "беспечны, не знали силы их, и считали на одном уровне с армянами и ромей-цами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой". Воины ислама бежали... "Люди эти (русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так. "НЕТ МЕЖДУ НАМИ И ВАМИ РАЗНОГЛАСИЯ В ВЕРЕ. ЕДИНСТВЕННО ЧЕГО МЫ ЖЕЛАЕМ, ЭТО ВЛАСТИ. НА MAC ЛЕЖИТ ОБЯЗАННОСТЬ ХОРОШО ОТНОСИТЬСЯ К ВАМ, А НА ВАС-ХОРОШО ПОВИНОВАТЬСЯ НАМ".
"Слышал я от людей, которые были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности и слышал я от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число Дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми.
Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убивали в несколько раз большее число мусульман.
Безбородый юноша этот был последним, оставшимся в живых.
Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым"...18
Удивительно, но об этих значительных военных действиях летописи Киевского государства не сообщают ровно ничего!
Нашим историкам это почему-то не кажется странным. Не сомневаясь, они приписывают походы в Закавказье киевским варягам... и это при том, что границы варяжского государства они проводят где-то в верховьях Дона, чуть ли не выше Воронежа! Спрашивается: каким это образом войска и тем более флот северных варягов могли бы пройти насквозь волго-донские степи, чтобы добраться до закавказских мусульман? Ведь эти степи были заняты в ту пору достаточно сильным Хазарским государством?...
Что походы против мусульман совпадали с интересами Хазарии и никак не могли быть предприняты без ее согласия, ясно каждому, кто способен бепристрастно оценить политическую ситуацию 9-10вв. В связи с этим Л.Н.Гумилев и ряд других историков выдвинули такую версию: эти войны вели киевские варяги, которые... подчинялись хазарам! Такая точка зрения более реалистична. чем представления о киевском флоте, который, чтобы попасть в Каспийское море, будто бы "проходил насквозь" хазарские степи... (ну прямо подводная лодка в степях Украины!)
Но, с другой стороны, у нас нет никаких данных о том, что варяжское Новгород-киевское государство когда-либо, хотя бы на короткий срок, подчинялось Хазарии. Ни русские летописи, ни какие-либо другие источники об этом ничего не сообщают; кроме того, такая ситуация сама по себе абсурдна: если бы у русов-варягов хватало сил, чтобы громить мусульман в Иране, уж хазарам-то они бы точно не подчинились....
Ближе всего к истине предположение, что походы против мусульман в Закавказье были предприняты русскими с территории самой же Хазарии. Скорее всего, это были приазовские, кубанские русы-аланы, пользовавшиеся по отношению к центру Каганата в Итиле (низовья Волги) определенной автономией и проводивших самостоятельную политику. Это позволяет объяснить сообщения арабских источников относительно похода русских на Бердаа, согласно которым на обратном пути русы попали в засаду, организованную хазарами по инициативе исламской гвардии, служившей Кагану.
Очевидно, первоначально поход кубанских русов был согласован с хазарским правительством - иначе русский флот никогда бы не прошел в Каспий. Однако ослабевшее в поздний период своего существования, по сути, антинациональное правительство Каганата опиралось уже в основном на мусульманских наемников и вынуждено было считаться с их интересами; под влиянием исламской гвардии (разумеется, недовольной военными действиями против своих единоверцев) оно и совершило предательский удар в спину русской армии, возвращавшейся из Закавказья. Видимо, такие действия правительства Итиля окончательно лишили его поддержки со стороны кубанских и ставропольских русов, что и предопределило падение Каганата всего через 20 лет (в 965-969гг.).
Можно сделать вывод: арабские источники, повествующие о походах русского флота на южный берег Каспия, имеют в виду РУСОВ-АЛАНОВ (кубанских и приазовских), тогда как греческие источники, повествующие о походах русского флота на Константинополь, говорят о РУСАХ-ВАРЯГАХ. В летописной традиции Новгород-Киевского государства, по вполне понятной причине, отражены только "варяжские" войны...
Тем более интересны арабские источники, сообщающие о приазовских, кубанских и северокавказских русах.
В источнике, приведенном выше, бросается в глаза уважительное и даже отчасти подобострастное отношение к русским войскам. Такое отношение русские в Закавказье заслужили не только своим мужеством, но и гуманным обращением с покоренным населением.
В самом деле, в том же рассказе Ибн-Мискавейха описано, как русские несколько раз предупреждали жителей завоеванного Бердаа, чтобы те не выступали на помощь мусульманской армии, шедшей к городу. На первый раз активные исламисты были прощены, и только после неоднократного нарушения обещаний повиноваться, после того, как русская армия оказалась зажата между двумя огнями - идущей к городу армии и ее сторонниками внутри, на последних были обрушены репрессии,
В этом повествовании обращает внимание краткое "идеологическое обоснование", с которым русские обратились к покоренным жителям Бердаа. Никакого угнетения по религиозному признаку (равно как и по национальному) - вот что обещают победоносные завоеватели! В условиях средних веков (да и всех других веков тоже) это звучит как нечто совершенно поразительное. Единственно, чего хотели русы-аланы, это ВЛАСТИ, расширения по всем направлениям своей ИМПЕРИИ.
На Хазарском пограничье
Напомним, что имеется множество свидетельств современных источников, утверждающих, что в раннем средневековье русы-славяне обитали на Русской реке, Танаи-се, то есть на Дону. Свидетельства о донских русах можно сопоставить с археологической Салтово-Маяцкой культурой 8-10вв. Все характерные черты этой культуры, несомненно, аланские.19 Носители этой культуры - "белые люди" все того же скифского антропологического типа, прослеживающегося на протяжении тысячелетий, ничем прослеживающегося на протяжении тысячелетий, ничем не отличающиеся от современных жителей этого же региона...
На Дону, Северском Донце, Осколе обнаружено около 300 укрепленных и неукрепленных поселений Салтово-Маяцкой культуры. Укрепленные городища - мощные белокаменные крепости - располагались на высоких пребрежных мысах на расстоянии 10-20 км. одна от другой, образуя сплошную линию, проходившую южнее современных городов Воронежа - Старого Оскола - Белгорода - Харькова, на западе доходя до Днепропетровска и Кривого Рога. Все крепости располагались на западном, то есть русском берегу Дона, Оскола и Донца. В некоторых местах вплотную к линии укреплений с севера и запада подходили городища и поселения славян, связанные с традициями "пражской керамики"...
Качественное оружие "военного контингента", занимавшего эти крепости, было полностью свое, местного производства. Мастерские для производства оружия располагались тут же, добыча руды тоже велась неподалеку, так что весь "производственный цикл" замыкался на месте. Военную службу в салтовских крепостях несли не только мужчины, но и женщины-"амазонки"; обнаружены женские захоронения с оружием, воинскими поясами и конями. Эта "особенность национального стереотипа поведения" очень характерна именно для скифов и аланов... Нет сомнений, что салтовские крепости принадлежали аланам, и есть все основания полагать, что именно эти южные, донские аланы и назывались в раннесредне-вековых источниках русами.20
Разумеется, сторонникам "усеченной" версии русской истории признать эту очевидность очень и очень не хочется. Любой ценой разорвать связь Руси и Великой Скифии - вот их основная задача. В игру идет все та же замусоленная "угро-финнская" карта... Мы видели, как "скифофобы" настойчиво пытались "вытеснить" из южнорусских степей 5-8вв. их подлинных жителей, аланов-сарматов, и заменить их некими загадочными "гуннами", "утро-финнами", "болгарами" и т.д. Однако по отношению к материалам реальной археологической культуры произвести подтасовку не так-то просто.
Пытаясь выдать желаемое за действительное, обнаруживают некие "древнеболгарские погребения на территории Маяцкого городища". Однако что же это за погребения? Подкурганные катакомбные и следы тризн.21 Курганы с катакомбами, как известно, были характерны для сарматов еще со времен раннего железного века (если не вспоминать об эпохе бронзы), а тризна - типичный русский обряд раннего средневековья...
Удивительное постоянство погребального обряда с древнейших времен! Но селища Салтово-Маяцкой культуры обнаруживают еще большую преемственность: как правило, они многослойные, существовавшие на протяжении тысячелетий - от эпохи бронзы до раннего средневековья и даже... 17-18вв.!22 Данные археологии, не искаженные пристрастными толкованиями, указывают на то, что население бассейна Дона сохраняло преемственность по крайней мере в течение^ последних 4-5 тыс. лет. Поскольку мы знаем, что по крайней мере в 17-18вв. на Дону жили русские, надо полагать, что и в более отдаленные эпохи здесь жили наши прямые предки!
Очевидно, "болгары" и прочие "угры", которые как тени, не оставляя следов, проносились по русским степям, вернее - по страницам книг, написанных в духе "усеченной" версии русской истории - представляют собой плод воображения, больного хронической русофобией...
Собственно, единственный реальный след, оставленный древними болгарами в России - это Болгария территории современной Татарии. Но что это за след!.. Как известно, в состав Новгород-Киевской Руси она не входила. Населена Волжская Болгария была в основном народами угро-финнского происхождения, предками татар, чцвашей и др.23 И тем не менее почему-то мусульманские авторы раннего средневековья сообщают, что это было... славянское государство! Ибн-Фадлан, лично съездивший на Волгу в середине 10в., прямо называет Булгар "городом славян", а болгарского хана-"царем славян"! Находки славянских древностей на Средней Волге подтверждают данные мусульманских источников...24
Поскольку "простой народ" Волжской Болгарии - это угры, то остается заключить, что славянское происхождение имела сама "болгарская" элита, утвердившаяся в Среднем Поволжье в 7в. Что еще раз подтверждает: те "болгары", которые завоевали в то же время и земли за Дунаем, были просто обычными русами-аланами, то есть славянами... Оттого-то в Болгарии Дунайской и не сохранилось никаких следов "неславянского" языка...
Следует отметить, что в 9-м столетии в южнорусских степях действительно появился народ угро-финнского происхождения (наконец-то хоть один реальный?)., а именно венгры. Русские летописи сообщают о венграх, что они прошли через причерноморские степи в 898г. (дата указана точно) в бассейн Дуная; из других источников известно о создании в конце 9в. в Паннонии (на славянских землях) венгерского государства. За этот факт с большой радостью и ухватились сторонники "утро-финнов".
Собственно, они "подправили" источники совсем немножко: якобы, движение венгров а Причерноморье произошло не в 898г., а "чуточку" раньше, в 830-е гг.25 Ну, если так считать, то и окажется, что в ключевой для образования русского государства момент, в середине 9-го столетия, вся азово-черноморская степь (включая салтовские крепости!) была заселена венграми, т.е. все-таки утро-финнами...
А если поверить летописи?.. Тогда окажется, что дата 898г. совпадает с определенным упадком Салтово-Маяцкой культуры, действительно наблюдаемом археологически в конце 9 - начале 10в.; к тому же времени относится и гибель многих поселений и городов в Восточном Приазовье (на Тамани). Это значит, что нашествие венгров в Причерноморье действительно имело место, и как раз тогда, когда указано в ПВЛ, а не раньше. В конце 9в. венграм (вероятно, действовавшим в союзе с Хазарским каганатом) удалось прорвать линию обороны на Дону, после чего оказалось возможным захватить и бассейн Дуная.
(Разумеется, венгры, прорвавшиеся в Причерноморье, были вовсе не "народом", а армией; настоящий же "протовенгерский" народ обитал в Приуралье и Западной Сибири, где и сейчас живут его потомки - ханты и манси. Эта армия, завоевавшая дунайских славян, оказалась настолько сильна, чтобы основать прочное государство и навязать его подданым свой язык. И этот язык в самом деле сохранился - в отличие от мифического "тюрко-болгарского"...)
Очевидно, что движение венгерской армии из Приуралья за Дон было кратковременным военным действием, как об этом и сказано в ПВЛ; к народу, создавшему Салтовскую культуру, протовенгры не имели никакого отношения.
***
Салтово-Маяцкая культура, оставленная ясами-аланами, по многим параметрам уникальна. Она свидетельствует о высоком военном потенциале, экономическом и культурном уровне создавшего ее народа, несомненно, объединенного в сильное государство... Но что это было за государство?
Некоторые современные исследователи считают: Хазарский Каганат. И комплекс военных сооружений Салтово-Маяцкой культуры рассматривают не как оборонительный, а как наступательный. Считают, что "основной функцией [салтовского населения] была не охрана пограничья, а проведение в жизнь наступательной политики каганата на западных и северо-западных соседей".26
Однако строительство салтово-маяцких крепостей как опорных пунктов агрессии с востока, со стороны Поволжья и Северного Кавказа, было совершенно невозможно по причинам чисто военного характера. Ведь они расположены на западном берегу рек. Как можно себе представить в этом случае "агрессию"? Крепость как "опорный пункт агрессии" все равно служит убежищем, куда может укрыться войско после проведения удачной операции. Что, разве удобно находиться в крепости по ту сторону реки - естественного оборонительного рубежа, отрезанной от своих водой, зато открытой во вражеском направлении?
Кроме того, салтово-маяцкая линия укреплений непосредственно примыкает к поселениям, оставленным вятичами (Боршевская культура) и северянами (Роменская культура). Плавный переход! Это значит, что "белокаменные" крепости были построены для защиты, и защищали они именно славян "Киевской Руси". Если бы в это время вятичи и северяне входили в состав Хазарии, крепости стояли бы на северо-западной границе расселения этих племен, а не на юго-восточной...
Наконец, для периода конца 8 - начала 10 вв., то есть времени, когда и существовала Салтово-Маяцкая культура, у нас есть многочисленные источники, свидетельствующие об агрессивной политике южных, причерноморских русов по отношению к Византии, что для народа в составе Хазарского Каганата - верного союзника греков на протяжении столетий - было совершенно невозможно. Есть все основания полагать, что русы, которые обитали "вкруг Понта Эвксинского" и ходили походами на Сурож, Амастриду и Царьград, как раз и владели белокаменными крепостями на Дону. Судя по всему, Хазарии в ту пору они были враждебны, и линия обороны была построена именно против нее.27
Собственно хазарской крепостью на крайнем северо-западе владений Каганата был Саркел (Белая Вежа), построенный, как хорошо известно, при помощи греков (кстати, название крепости, как и прочие топонимы южнорусских степей с элементом "cap", восходит именно к аланской традиции, поскольку известно, что титул "cap", то есть царь, носили аланские правители).
Итак, археологические исследования показывают, что на Дону со второй половины 8 до середины Юв. существовало напряженное военно-политическое противостояние, причем линии оборонительных сооружений были построены с обеих сторон. Хотя эта ситуация совпадает с данными источников о войнах раннего варяжского государства с Хазарским каганатом, многие исследователи предпочитают все же исключить салтово-маяцкую культуру из рамок "Киевской Руси" и "вписать" ее в Хазарию.
Почему, становится понятно, если учесть, что культуры, родственные салтово-маяцкой, распространялись не только на Дону, но и на Кубани, вообще в пределах "исконных" областей Хазарского Каганата.28 Ничего странного в этом нет: потомки скифов - сарматы-аланы -населяли русские степи как по правую, так и по левую сторону от Дона... Признать принадлежность донской салтово-маяцкой культуры политической общности "Киевской Руси", значит автоматически признать, что ВОЙНЫ КИЕВА С ХАЗАРИЕЙ БЫЛИ ГРАЖДАНСКИМИ ВОИНАМИ. И с той, и с другой стороны сражались русские.
Как ни трагично, но это в самом деле было так... Империя Великой Скифии раскололась в самом своем центре, и бывшая столица ее превратилась в область максимального противостояния.
Как это случилось?
Первоначально (в 7-8вв.) вся Донская область, видимо, входила в состав Хазарии, границы которой доходили до Днепра. Салтово-маяцкие крепости возникли во второй половине 8в.; поскольку они изначально строились для обороны на восточном направлении, надо полагать, что именно в это время весь Донской регион "отпал" от Каганата и стал ему непримиримо враждебен.
Возведение крепостей на Дону следует связать с другим одновременным археологическим событием: с появлением в Восточной Балтике, в районе Ладоги, новой курганной культуры, оставленной первой волной "варяжской" колонизации.29 Следы первых варягов на территории будущей Новгородской земли, датированные еще серединой 8-го столетия, указывают, что переселение было направленно именно из Южнобалтийской вен-до-славянской Германии, а не Скандинавии, как было "общепринято" считать, поскольку погребения переселенцев представлены только обрядом кремации, вообще характерным для северо-западных славян, между тем как в Скандинавии того же времени (так называемого вендельского периода, длившегося до конца 8в.) военных вождей погребали в ладьях без сожжения.30
Вторая половина 8в. была временем радикальной смены политической ориентации народов и государств Восточной Европы: варяжская экспансия, направленная из славянской ("русской"!) Германии, создала новый мощный центр притяжения.
Очевидно, что причерноморские аланы-русы в это время разорвали связи с Хазарией и вступили в союз с германскими русами-варягами, при этом "автоматически" став враждебными Византии. Именно с конца 8в. началась серия походов русского черноморского флота против греков.
Что послужило причиной "отпадения" от Хазарии ее западных областей? Ответ на этот вопрос дает анализ внутриполитической ситуации в Хазарском Каганате второй половины 8-го столетия. Хорошо известно, что в это время его правящая элита резко сменила религию, приняв на государственном уровне иудаизм.
Это событие, само по себе уникальное, давно привлекало внимание исследователей, а также и многочисленных политических спекулянтов. Не останавливаясь подробно на всех версиях и домыслах, следует заметить, что "иудаистской" в позднем Каганате была только правящая династия, видимо, связанная с еврейской диаспорой личным родством, и опиравшаяся на ее поддержку (иудаизм вообще не прозелитическая религия и "передается" только по принципу крови). Так что, строго говоря, в Каганате произошла не "смена религии", а мягкое вторжение иудаистов в верхние эшелоны власти. Согласно данным арабских авторов, это случилось во времена халифа Харун-ар-Рашида, то есть в 780-790-е гг.
Многие исследователи Хазарского Каганата рассматривают его историю как два разных, почти не связанных между собой периода: собственно "хазарский" и "хазаро-иудейский", причем последний склонны считать результатом случайного и крайне негативного влияния. Но обращаясь к фактам, нетрудно убедиться, что второй период с неизбежностью "вытекал" из первого.
В самом деле, есть данные, что иудейская община имела в Хазарском Каганате серьезное влияние с самого основания этого государства (если бы это было не так, она и не смогла бы к концу 8в. добиться верховной власти). Поскольку никаких иудеев до 7в. к северу от Кавказского хребта не было, возникает законный вопрос: с какой целью власти Каганата допустили их на территорию своего государства?
Ответ вытекает из общей геополитической ситуации того столетия: главной угрозой для народов Великой Скифии, как и дня многих других, было могущественное исламское государство - Арабский Халифат - против которого приходилось искать союзников. Такими союзниками для Хазарии и стала иудейская община Ближнего Востока, чьи отношения с исламом в ту пору были достаточно напряженными.
Хотя ислам генетически близок иудаизму, в момент своего рождения он отталкивался от своего прародителя изо всех сил; как это обычно бывает, старая религиозная оболочка стала рассматриваться как зловреднейшая ересь, мешающая консолидации семитских народов на новом уровне. В результате часть иудеев, особенно тех, кто проживал в восточных областях Арабского Халифата-в Иране, Закавказье, Средней Азии (завоеванных арабами и вышедшими из-под влияния Великой Скифии) стала блокироваться с представителями местной элиты, пытавшимся сохранить верность древней арийской традиций, противопоставив ее исламу.
Интересы иудеев, таким образом, парадоксально совпали с интересами как ираноязычных народов, не жалавших "исламизироваться", так и народов Великой Скифии, заинтересованных в создании антиисламской коалиции. Таким образом, сторонники арийской религии, оборонявшиеся в 7-8-м столетиях от агрессивной экспансии ислама, использовали в своих интересах противоречия между двумя вариантами семитской религии.
Не секрет, что наиболее активное сопротивление ислам встретил именно в Закавказье и Средней Азии, до арабского завоевания находившихся в составе Великой Скифии. Мощные восстания, фактически - революции, охватывавшие эти регионы на протяжении всего раннего средневековья (движение Муканны в Средней Азии конца 8в., хуррамитов по руководством Бабека в Азербайджане сер. 9в. и др.), опирались как на арийскую религиозную традицию (митраизм), так и на поддержку иудаизма - естественно, в его "левых", неортодоксальных формах.
Революции в Иране и Средней Азии 8-9вв. носили антифеодальный характер: противники ислама защищались прежде всего от навязываемых им крепостнических порядков вместе с резким социальным неравенством, "гаремной" системой (позволяющей правителям утаскивать себе в качестве "оброка" всех красивых женщин) и прочими прелестями.
Но волна антиисламских восстаний 8-9вв. создавала также своего рода огненный рубеж, служивший для защиты границ Великой Скифии от экспансии южных цивилизаций. В самом деле, вектор движения, направленный против неравенства, в сторону усиления государственно-общинного строя, неизбежно совпадал с общей и постоянной политической программой Великой Скифии Представители иудейской общины, выступавшие на стороне антиисламской оппозиции в Халифате, автоматически становились ее сторонниками. Первоначальное ядро еврейской диаспоры в Хазарии составили именно эти "революционеры", переселявшиеся в Каганат из Средней Азии через Хорезм.
Таким образом, ситуация в Хазарском Каганате 7-8вв. удивительно напоминала ситуацию в Советском Союзе 1920-30-х гг.: сложился своеобразный "симбиоз" с еврейской диаспорой, направленный в первом случае против ислама, а во втором - против фашистской Германии. И в первом и во втором случаях еврейская община исповедовала неортодоксальную, "левую" идеологию, причем ее представители играли роль "агентов влияния", разрушая государство противника (в случае 7в. - Арабский Халифат) изнутри, перенося, таким образом, войну на вражескую территорию.
Роль иудаистской общины в Хазарском Каганате становится вполне понятной, если вспомнить непрерывные войны, которые это государство вело с арабами на протяжении полутора столетий. В конце концов агрессию ислама удалось отразить, хотя влияние в Закавказье и Средней Азии было потеряно. В конце 8в. Халифат "успокоился", стал мирным и культурным государством, постепенно распадавшимся на национальные регионы.
Угроза, исходившая с юга, почти исчезла. Революция закончилась. И... отношения "простых хазар" с иудейской диаспорой резко переменились. Собственно говоря, эта диаспора стала не нужна: свою роль она уже сыграла, общих интересов больше не было. Но реальной властью она к тому времени уже обладала, и, видимо, властью немалой. Перерождение иудейской общины в Каганате было неизбежно: из структуры, созданной для внешнеполитической экспансии, она превратилась в структуру паразитическую.
Каким образом это произошло, можно легко себе представить, поскольку имеются и современные примеры...
Как отреагировали "простые хазары"? От Каганата начали "отпадать" некоторые территории, прежде всего Донская область; с этим процессом и следует увязать возникновение Салтово-Маяцких укреплений на Дону.
Собравшись с силами, "простые хазары" попытались изгнать севшую им на головы чужеродную элиту вооруженным путем. Из источников известно, что в Хазарии в начале 9в. была ожесточенная гражданская война, и есть основания полагать, что это была война между сторонниками и противниками "государственного" иудаизма.
Эта война прослеживается и по данным археологических раскопок. В одной из крупных крепостей Салтово-Маяцкой культуры, в Правобережном Цимлянском городище, остались следы погрома, очевидно, учиненного войсками Каганата: "в жилищах и вне их на дворе Правобережной крепости обнаружены скелеты, главным образом, женщин и детей, перебитых врагами, ворвавшимися в крепость, разграбившими и сжегшими находившиеся внутри нее постройки. В некоторых жилищах наблюдались скопления скелетов, возможно, представляющих целые семьи, вырезанные беспощадным победителем".31 Датируется взятие крепости временем не ранее 813г. (по находкам монет).
Надо полагать, что с самого начала донские русы-аланы, "отложившиеся" от Каганата, пользовались поддержкой со стороны русов-варягов, уже к тому времени закрепившимся в Восточной Прибалтике. Выпадая из системы связей Хазарии, русы-аланы втягивались в другой глобальный политический блок, имевший выраженную антивизантийскую (и вообще антихристианскую) направленность.
Византия в начале 9в. продолжала оставаться верным союзником Хазарии, уже вполне "иудаистской"; в Константиполе в это время утвердилась новая Аморийская династия, связанная по происхождению с неортодоксальныеми иудейскими сектами Малой Азии, что, конечно, еще более способствовало сближению двух государств, Ослабевшая в результате гражданской войны Хазария в это время утратила восточный Крым (принадлежавший ей еще с 680-х гг.), который перешел в руки союзной Византии; в нач. 9в. из византийских владений в Крыму была образована Херсонесская фема.
В связи с этим, видимо, и были предприняты первые крупные морские походы черноморско-донских русов на владения Византии: нападение на о. Эгину в 813г. и на южное побережье Черного моря - на Амастриду - в 820-830-е гг. Ответом со стороны Константинополя была помощь, оказанная Хазарии в строительстве крепости Сар-кел (845г.).
Очевидно, в результате гражданской войны в Хазарии в начале 9в. область донских русов (Салтово-Маяцкая культура) окончательно "отпала" от Каганата; размежевание и завершилось строительством крепости Саркел на Дону с хазарской стороны.
ОБЛАСТЬ РУСОВ-АЛАНОВ САЛТОВО-МАЩКОЙ КУЛЬТУРЫ (БАССЕЙН ДОНА-ДОНЦА), А ТАКЖЕ ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ ДНЕПРА, ПОСУЛЬЕ И ПОДЕСЕНЬЕ, МЕСТА РАССЕЛЕНИЯ ПОЛЯН И СЕВЕРЯН, И ЕСТЬ ТА САМАЯ МАЛАЯ "РУССКАЯ ЗЕМЛЯ", НА КОТОРОЙ В 9-м СТОЛЕТИИ СУЩЕСТВОВАЛО КРАТКОВРЕМЕННО НЕЗАВИСИМОЕ "ДОВАРЯЖСКОЕ" ГОСУДАРСТВО.
Это было вовсе не "начальное" государство некоего малого русского "племени", якобы только что появившегося на свет и обретшего формы власти. На самом деле ЭТО БЫЛА ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА ОТ ОДНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ К ДРУГОЙ, ОТ ВЕЛИКОЙ СКИФИИ К СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.
Россия в 965 - 1241гг.
Днепро-донские русские области, отделившееся от Хазарии на рубеже 8 и 9вв., с самого начала тяготели к "варяжскому" блоку и опирались на его поддержку. По крайней мере, уже к 856-860гг., ко времени первых крупных походов на Константинополь, Киев превратился в крупный политический центр Южной России и стал резиденцией первых варяжских князей, Аскольда и Дира. Следует подчеркнуть, что Киев лежал на крайнем западе малой Русской земли (княжеств полян и северян), и служил передаточным звеном импульса власти из варяжской Германии, а не столицей самостоятельного государства.
Интеграция внутри "варяжского" блока привела к прямому подчинению Киева империи Рюриковичей (882г.). Чем более усиливалось влияние русов-варягов на юге Восточноевропейской равнины, тем более слабели здесь позиции христианства, которому покровительствовала Хазария. Очевидно, в 930-940-е гг. волжский центр Каганата уже не контролировал русские области в Восточном Приазовье, на Кубани и Северном Кавказе. По данным Масуди, около 932г. северокавказские аланы (то есть жители Ставропольского края, см. выше) "отреклись от христианства и прогнали епископов и священников, которых византийский император им прислал". Если учесть, что согласно тому же источнику, эта группа аланов приняла христианство еще в середине 7в. и держалась новой религии почти три столетия, то надо полагать, что антихристианская акция на Северном Кавказе была инспирирована варяжским Киевом.
О враждебном отношении иудео-хазарского правительства к русским областям Кавказа и Кубани свидетельствует описанное Масуди нападение мусульманской гвардии Кагана на русский отряд, возвращавшийся из похода на южный берег Каспия в 944г. Сам факт, что интересы мусульманских наемников стали правительству Каганата дороже интересов собственного народа, показывал, что дни Хазарского государства .были сочтены.
Не приходится удивляться, что одного или двух походов князя Святослава (в 965 и возможно, в 969гг.32) оказалось достаточно, чтобы некогда могучая империя прекратила свое существование.
Она просто рассыпалась, как карточный домик, когда все ее области обнаружили тяготение к новому центру государств енности.
В 965г. почти вся Восточноевропейская равнина оказалась объединена под властью новгородско-киевских правителей. Если учесть, что династия Рюриковичей была тесно связана с варяжской - вендской - Германией, то основным результатом падения Хазарии стало объединение Центральной и Восточной Европы в рамках одной политической системы.
Между прочим, эта ситуация получила недвусмысленное отражение в "канонической" Повести временных лет, в первых же строках которой ясно сказано: варяги "сидят" (то есть правят) к западу до "земли Агнянски и до Волошски" (то есть до Ютландии, места первоначального расселения англов, и до "волошских", т.е. кельтских, земель, под которыми следует понимать владения империи франков), а к востоку - до "предела Симова", то есть до самой Азии, которая, как тогда считалось, начиналась за Волгой.33
И эти ясные указания на "имперский" характер русской государственности раннего средневековья, несмотря ни на что, продолжают игнорировать! Не хотят сообразить, что таким крупным империям, как государство Карла Великого, Византия, Арабский Халифат, могла противостоять только структура подобного же типа, обладающая не меньшим потенциалом; именно в такую структуру и были объединены (под верховной властью вендов-варягов с берегов Эльбы и Одера) все славянские народы Центральной и Восточной Европы.
Границы вендо-славянской империи 8-10вв. отчетливо прослеживаются археологически. На западе это была знаменитая limes Saxoniae, ряд мощных крепостей-бургов на Эльбе и Одере, построенная для защиты русов-варягов от экспансии католического Запада. На востоке защитной линией укреплений служили белокаменные крепости Салтово-Маяцкой культуры на Дону. Вот она, вторая, восточная граница славяно-русской Империи, аналог воcточногерманских крепостей-бургов! Здесь, на Дону, в 8-10вв. было также "горячо", как и на Эльбе, здесь рвались на Русь враги, и здесь для своей защиты русские-аланы были вынуждены построить мощные оборонительные сооружения также, как это сделали и русские-варяги на западе.
Память об этой раннесреднсвсковой Империи сохраняла русская национальная историография - вплоть до "великой чистки" источников, учиненной псевдо-Романовыми. Так, "Сказание о Русской грамоте" в 17-м столетии сопровождалось следующим комментарием: "И НЕ ТОКМО МУРАВЛЯНЕ [моравы], ЧЕХИ, КОЗАРИ [!], КАРВАТИ, СЕРБЫ, БОЛГАРЫ, ЛЯХИ И ЗЕМЛЯ МУНТЯНЬСКАЯ [Румыния], ВСЯ ДАЛМАТИЯ И ДИОКЛИТИЯ, И ВОЛОХИ БЫША РУСЬ"34.
Но даже и эта огромная империя была всего лишь западной частью некогда действительно Великой Скифии... Все ее азиатские владения к концу 10в. были уже потеряны.
Как известно, в 10-12вв. распад государственных структур прогрессировал чуть ли не во всех странах Старого Света (так называемая эпоха "феодальной раздробленности"). Распад охватил и варяжское государство. Пиком его могущества следует считать правление Святослава Игоревича, 965-971гг. (от завоевания Хазарии до попытки присоединить к России Болгарию). После этого пошел обратный процесс.
***
Посмотрим, как в странах ислама представляли себе Россию после падения Хазарского Каганата. В "Книге пределов мира", написанной в 983г. неизвестным персидским автором, но опирающийся на более ранние сочинения 8-9вв. есть очень интересное...
Рассуждение о стране Рус и ее городах35
К ВОСТОКУ ОТ ЭТОЙ СТРАНЫ ЛЕЖАТ ГОРЫ ПЕЧЕНЕГОВ. - Этот простой географический факт комментатор источника, Б.А.Рыбаков предпочел проигнорировать. В самом деле, какие это такие "горы Печенегов"? Гор на Восточно-Европейской равнине не так уж и много. Ясно, что это не Карпаты, не крымские горы, и даже не Кавказ (печенегов там никогда не было). Остается только Урал. И печенеги приходятся кстати: они двигались именно с востока, из-за Волги-Урала. Итак, номер первый: восточным рубежем "страны Рус" в конце 10в. служили Уральские горы...
К ЮГУ ОТ НЕЕ РЕКА РУТА, - Рыбаков полагает, что это... маленькая речка Рось, которой он придает непомерно большое значение. Но здесь явно речь идет о значительном водном рубеже, сопоставимым с Уральскими горами. "Рута", Руса, Русская река - это одно из древних названий Дона. Другие авторы того времени (например, Масуди) сообщают, что "многочисленные славяне" обитают на Дону.
Однако некоторые средневековые географы отождествляли "Русскую" реку с... Керченским проливом, считая его "настоящим" устьем Дона и рассматривая Азовское море как огромный лиман. Вероятно, река Рута в "Книге пределов мира" есть именно Керченский пролив.
К ЗАПАДУ - СЛАВЯНЕ, - Здесь совершенно очевидно, что "славянами" здесь названы только дунайские-"западные" славяне в современном смысле слова.
В сочинении Персидского анонима не сказано, где именно на западе проходила граница между "русскими" и "славянами" в 8-10вв., но из других источников ясно, что по Восточным Карпатам,
К СЕВЕРУ НЕОБИТАЕМЫЕ СТРАНЫ СЕВЕРА. -Возможно, это и преувеличено для той эпохи, но стоит отметить, что средневековые арабо-персидские источники считали: Россия простирается на север "до упора".
ЭТО ОБШИРНАЯ СТРАНА: ЕЕ ЖИТЕЛИ ОБЛАДАЮТ ДУРНЫМ ХАРАКТЕРОМ - НЕПОКОРНЫ, ДЕРЖАТСЯ ВЫЗЫВАЮЩЕ, ЛЮБЯТ СПОРИТЬ, ВОИНСТВЕННЫ. ОНИ ВОЮЮТ СО ВСЕМИ НЕВЕРНЫМИ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ВОКРУГ ИХ СТРАНЫ, И ОДЕРЖИВАЮТ ПОБЕДЫ. Ценные замечания относительно "загадочного русского характера", ничего не скажешь! Но ясно, что с другим характером "обширную страну", простирающуюся от Карпат до Урала и от Азовского моря до Полярного круга, вряд ли можно удержать.
ИХ ЦАРЯ ЗОВУТ РУС-ХАКАН. - Этот титул оставался за киевскими и черниговскими князьями вплоть до 12в. Обычно без всякого стеснения заявляют, что это "восточный титул" был русскими заимствован. Но заимствование титулатуры правителя означает какую-то форму политической зависимости от "стран востока", а судя хотя бы по этому