Наши изменившиеся Условия использования вступают в силу 25 мая 2012 года. Узнайте подробности.
Ясы [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии(перенаправлено с «Ясы (народ)»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2011; проверки требуют 4 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2011; проверки требуют 4 правки.
Перейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Ясы (значения).
Ясы — древнерусское название аланов. Через грузинский язык вернулось к употреблению в форме названия осетины.
Ясы — одно из аланских племен, пришедшее на территорию Венгрии в XIII веке. Они расселились на равнине к востоку от Дуная. Эта область получила название Ясшаг (венг. Jászság) и на протяжении нескольких веков пользовалась особыми привилегиями.
Содержание [убрать]
1 Ясы, венгры и аланы
2 Современное положение
3 Литература
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки
[править] Ясы, венгры и аланы
ЯсшагКонтакты алан с венграми имеют давнюю историю. После того, как предки венгров в VI в. начали продвигаться с Урала на запад, они на долгое время осели в степях Южной России и на Северном Кавказе и оказались близкими соседями алан. Социальные и этнокультурные связи алан и венгров нашли отражение, в частности, в венгерском фольклоре. Как сообщает В. И. Абаев, «согласно преданию о происхождении венгерского народа, родоначальниками венгров были два брата — Хунор и Могор, Они женились на двух дочерях аланского князя Дула, и от этого брака и произошел венгерский народ».
В IX в. венгры покинули южнорусские степи, продвинулись дальше на запад и осели на территории современной Венгрии. Алано-венгерские взаимоотношения возобновились после того, как в XIII в. монголы разбили алан и их союзников куманов, и часть их переселилась на запад. Около 1239 г. венгерский король Бела IV разрешил куманам и аланам поселиться в Центральной Венгрии. Аланы (по-венгерски ясы) поселились в районе, получившем название Ясшаг, административным центром которого впоследствии стал г. Ясберень. Название города Яссы на реке Прут также связывается с ясами-аланами. Зафиксировано и то, что в 1323 г. король Карл Роберт разрешил ясам сражаться под своими знаменами.
В двух источниках середины XVI в. говорится о том, что в этот период ясы еще сохраняли свой язык, но уже к 1693 г. сообщается, что они уже перешли на венгерский. Ясам были предоставлены привилегии, которыми они пользовались до 1848 г., а автономные права области Ясшаг были отменены лишь в 1876 г. В Венгрии известны семь местностей под названием Eszlar (Oszlar), связываемом с Aslar 'асы', то есть названием алан — as и тюркским показателем множественности -lar.
[править] Современное положениеСовременные ясы в значительной степени ассимилированы венграми: еще в XVII веке они полностью утратили свой язык и перешли на венгерский. Однако в последнее время среди ясов наблюдается рост национального самосознания: регулярно проводятся фестивали ясской культуры, повышается интерес к собственной истории, налаживаются связи между Ясшагом и Осетией.[1]
В 2008 году владикавказской киностудией «Нарт-Арт-студия» был выпущен документальный фильм Темины Туаевой «Венгерская Алания».
В мае 2009 года делегация венгерских ясов посетила Северную Осетию.[2] По возвращении в Венгрию члены делегации направили на имя полномочного представителя РСО-А Александра Тотоонова благодарственное письмо. В нём, в частности, говорится:
«В ходе пятидневного визита в Северную Осетию мы ознакомились с жизнью и бытом современных алан-осетин. На земле предков мы, венгерские осетины, чувствовали себя комфортно, власти Северной Осетии сделали всё для этого. Первый и важный шаг в установлении братских отношений между осетинами и ясами уже сделан.
Покорнейше благодарим Вас ещё раз за помощь, оказанную во время нашего пребывания в Москве.
С глубокоуважением, Ласло Добош — председатель общества ясов; Эдит Х.Батхо — директор музея ясов; Бела Ковач — литературовед; венгерские аланы».
[править] ЛитератураАбаев В. И. О венгерских ясах// Осетинская филология, №1. — Орджоникидзе, 1977.
Гадло А. В. Этническая история Кавказа IV-X вв. — Л., 1979.
Nёmeth J. Eine Worterliste der Jassen, der ungariandischen Alanen // Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften ги Berlin. Klasse fiir Sprachen, Literatur und Kunst. — Berlin, 1958.
[править] См. такжеЯсский язык
Аланы
Сарматы
Осетины
Венгры
Ясшаг
Языги
[показать] Финно-угорские племена и народы
Волжские Народы: марийцы (в т.ч. горные и лугово-восточные (в т.ч. луговые и восточные), также костромские, северо-западные) • мордва (в т.ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)
Племена: меря • мещера • мурома • буртасы1
Пермские Народы: коми-зыряне (в т.ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •
коми-пермяки (в т.ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне
Прибалтийские Народы: вепсы • водь • ижора • карелы (в т.ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т.ч. ингерманландские финны (в т.ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т.ч.: выру)
Племена: чудь • чудь заволочская • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)
Саамы Народы: саамы (в т.ч. колтты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)
Угры Народы: венгры (в т.ч.: секеи, ясы, чангоши, магьярабы) • манси • ханты
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.
[править] Примечания1.↑ Дорогами предков -Венгерская Алания (видео) " Информационное агентство ОСинформ
2.↑ «На земле предков мы, венгерские осетины, чувствовали себя комфортно» " Информационное агентство ОСинформ
[править] СсылкиВенгерская Алания
Ясы
Alán Testvériség (венг.)
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Ясы&oldid=44104975»
Категория: АланыСкрытая категория: Википедия:Статьи без сносокЛичные инструменты
Представиться / зарегистрироватьсяПространства имён
СтатьяОбсуждениеВариантыПросмотры
ЧтениеТекущая версияПравкаИсторияДействия
Поиск
Навигация
Заглавная страницаРубрикацияУказатель А — ЯИзбранные статьиСлучайная статьяТекущие событияУчастиеСообщить об ошибкеПортал сообществаФорумСвежие правкиНовые страницыСправкаПожертвованияПечать/экспортСоздать книгуСкачать как PDFВерсия для печати
ИнструментыСсылки сюдаСвязанные правкиСпецстраницыПостоянная ссылкаЦитировать страницу
На других языкахБългарскиDeutschEnglishEsperantoفارسیFrançaisGaeilgeMagyar日本語ИронPolskiRomânăSrpskohrvatski / СрпскохрватскиСрпски / SrpskiПоследнее изменение этой страницы: 17:17, 3 мая 2012.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.
Свяжитесь с нами
Политика конфиденциальностиОписание ВикипедииОтказ от ответственностиМобильная версия
Наши изменившиеся Условия использования вступают в силу 25 мая 2012 года. Узнайте подробности.
Осетины [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедииПерейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Осетин (значения).
Осетины
Хетагуров • Газданов
Токати • Гергиев
Самоназвание Ирон, Дигорон
Современный ареал расселения и численность
Всего: 700 тыс. человек.
Россия
528 515 (2010)[1], 514 875 (2002)[2]
Северная Осетия:
459 688 (2010)[1], 445 310 (2002)[2]
Москва:
11 311 (2010)[1], 10 561 (2002)[2]
Кабардино-Балкария:
9 129 (2010)[1], 9 845 (2002)[2]
Ставропольский край:
7 988 (2010)[1], 7 772 (2002)[2]
Краснодарский край:
4 133 (2002)[2]
Карачаево-Черкесия:
3 142 (2010)[1], 3 333 (2002)[2]
Санкт-Петербург:
2 836 (2002)[2]
Ростовская область:
2 683 (2002)[2]
Московская область:
2 389 (2002)[2]
Южная Осетия
50 000 (2000 г., оценка)
(65 223 чел., 1989 г.)[3]
Сирия
60 000 [4]
Грузия
36 916 (2002 г.) [5][6]
Шида-Картли:
13 383 (2002 г.) [7]
Тбилиси:
10 268 (2002 г.) [7]
Кахетия:
6 109 (2002 г.) [7]
Турция
20 000 — 36 000[4]
Украина
4 834[8]
Язык Осетинский язык
Религия Православие, Ислам, традиционные осетинские верования
Расовый тип Европеоиды
Родственные народы Ясы, Ягнобцы, Памирцы (в языковом отношении)
Этнические группы Иронцы, Дигорцы
Происхождение Скифы
Сарматы
Аланы
Осетины
Осети́ны (иронск. ир, ирæттæ, ирон адæм, дигор. дигорæ, дигорæнттæ; др.-рус. яси, ед.ч. ясинъ, яс) — народ живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
Общая численность — около 700 тыс.[9] человек, из них в Российской Федерации — 515 тыс[10].
Содержание [убрать]
1 Этноним
1.1 Переименование осетин в алан
2 Самоназвание
2.1 Самоназвание иронцев
2.2 Самоназвание дигорцев
2.3 Самоназвание в народных сказках
3 Происхождение
3.1 История исследований
4 История
4.1 Древняя история и средневековье
4.2 Присоединение Осетии к России
5 Религия
5.1 История становления традиционных верований
5.2 Современная форма
6 Язык
7 Диалекты и субэтнические группы
7.1 Общества Осетии
8 Генетика и фенотип осетин
8.1 Генетические исследования
8.2 Внешний вид
8.3 Описания и высказывания об осетинах
9 Расселение
10 Исследования
11 Осетинская кухня
12 Осетинская архитектура
13 Фотогалерея
14 Примечания
15 См. также
16 Ссылки
17 Литература
[править] Этноним Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел.
Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин — «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети».
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы».
Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
[править] Переименование осетин в аланСреди осетин популярна[11] идея переименования в алан.
Переименование неоднократно обсуждалось:
В 1992 г. на собрании общества «Хистæрты Ныхас» (осет. Хистæрты ныхас — совет старейшин) было принято решение переименовать осетин в алан и Осетию в Аланию.[12]
В 2003 г. Священнослужители Аланской епархии призвали восстановить исконное название государства и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания.
В 2007 г. на VI съезде осетинского народа Эдуард Кокойты призвал принять единый гимн Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Осетию в Аланию.[11]
[править] Самоназвание Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел.
Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.
У осетин нет единого самоназвания, однако, в фольклоре сохранилось самоназвание «аллон»[13][14][15][16] (ед. число).
[править] Самоназвание иронцевСамоназвание иронцев — «ирон», во множественном числе «ирæттæ» или «ирон адæм».
По одной из версий этноним «Ирон» восходит к «арии» (др. иран. *arya-, *aryāna- — «арий», «благородный»).[17][14][18] Однако В. Абаев высказывал сомнения по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон, что соответствует самоназванию средневековых аланов, и предполагая для этнонима «ир» кавказский источник[13].
[править] Самоназвание дигорцевСамоназвание дигорцев — дигорон во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ.
Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор».[13][19]
Согласно Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия.[13]
[править] Самоназвание в народных сказкахУ осетин есть самоназвание «аллон», встречающееся только в фольклоре[16].
Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о, перешёл в «аллон». Восходит к др. иран. *aryāna- — «арий», «благородный»[13].
«Аллон» считается современной формой этнонима «Алан» в осетинском языке.[13][20] Наряду с ним широкое употребление получила форма алайнаг, представляющая собой обратное заимствование.
[править] Происхождение Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел.
Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.
Осетины являются прямыми потомками сарматского племени алан, отсюда и название республики РСО-Алания. Это подтверждается как языковыми данными, так и осетинской мифологией[18].
В более широком смысле, осетины являются единственным сохранившимся реликтом северо-иранского (скифо-сарматского) языкового мира.
[править] История исследованийВпервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в Средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы
[править] ИсторияОсновная статья: История Осетии
[править] Древняя история и средневековьеОсновная статья: Алания
Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.
Кавказский регион в 1213 годуПо свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племен. Обитавшие на Кавказе сарматы назывались аланами[источник не указан 569 дней]. Оттуда они, будучи прекрасными наездниками и стрелками, распространили свои владения к северу до Дона и часто предпринимали набеги в Армению и Малую Азию.
Во время Великого переселения народов, часть аланов, ушедшая на Запад, сыграла важную роль в разгроме гуннов и, хотя была впоследствии ассимилирована другими народами, оставила след в культуре Европы.
Оставшиеся на Кавказе аланы поддерживали тесные связи с Византией, в Алании распространилось христианство, хотя по-прежнему в значительной степени сохранялись местные верования[источник не указан 569 дней]. Алания оказалась союзным Византии христианским государством[источник не указан 569 дней] между иудеями-хазарами и пришедшими в Закавказье в VIII в. арабами.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.
Позднее, хазары были разгромлены Древнерусским государством и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою. Тогда монголы аргументами о родстве монголов и половцев, а также обещаниями поделится добычей, уговорили половцев предать алан. Разбив алан, монголы прошли в Крым, там перезимовали, а 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке нанесли поражение русским войскам, выступившим навстречу монголам.
На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. «Мнение утвердилось на том, чтобы обратить победоносный меч на голову вождей русских и асских за то, что они поставили ногу состязания на черту сопротивления»,— сообщает об этом решении Абдаллах ибн Фаз-лаллах. Во главе этого вторжения на запад был поставлен Бату (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) — сын Джучи и внук умершего Чингисхана.
В 1237 году, одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание Алании. Судьба её фактически была предрешена: страну раздирали внутренние противоречия и феодальные усобицы[источник не указан 569 дней], о которых так ярко рассказывает доминиканец Юлиан; поэтому Алания, переживавшая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и оказать организованное сопротивление.
Сохранившаяся аланская церковь в селении Архыз на территории современной Карачаево-ЧеркессииПроизошедшее в январе 1239 г. падение Магаса — наиболее значительного и укрепленного города Алании для алан было тяжелым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.
В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.
В 1253 г. Гильом Рубрук засвидетельствовал, что «аланы или асы» исповедуют христианство и «все еще борются против татар». 15 декабря 1254 г. на обратном пути из Монголии в Европу Рубрук добрался до аланских гор. «Аланы на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили, из гор для похищения их стад на равнине…»
В 1346—1350 гг. на территории Золотой Орды (и на Северном Кавказе) разразилась эпидемия чумы, унесшая тысячи человеческих жизней и вряд ли миновавшая алано-овсское общество как на равнине, так и в горных ущельях, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало её упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмира Тамерлана (Тимура).
Тамерлан завоевал Золотую Орду, затем устремился на север и разграбил Волжскую Булгарию, Южную Русь, Крым, а затем обрушился на Северный Кавказ.
Выступив из Азака (Азова) осенью 1395 г., Тамерлан сначала напал на черкесов в низовьях Кубани, а затем двинулся вверх по этой реке во владения Тауаса, Кулу, Пулада и Бурагана, которые были правителями асов (летопись «Книга побед» — «Зафар-намэ»; Низам ад-дин Шами, Шараф ад-дин Иезди)[21]. Э. В. Ртвеладзе: «Тимур пришел сюда с целью джихада, что вполне объяснимо, так как именно здесь находились основные христианские центры алан».
Затем, Тимур вторгся на территорию современной Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в первую очередь, в дигорской исторической песне «Задалеская Нана» (мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зеленые поля»,— говорится в этой песне. В представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света. Интересное сказание записано М. Газдановым в 1903 г. в Махческе: лучшие силы предков осетин погибли в бою, а остатки были уведены Тимуром в Китай.
Некрополь у селения Даргавс, Северная Осетия. Крупнейший на Северном Кавказе.[22]Аланское население сохранилось только в горах Северной Осетии — Ахохии.[источник не указан 111 дней] В горных ущельях они, несмотря на резню (в пещерном склепе Дзивгиса обнаружено 235 черепов), устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Ахохия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала исторической колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформировались и этнос[источник не указан 569 дней], и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское.
Около середины XV в. венецианец Иосафат Барбаро, ряд лет проживший в Тане — Танаисе, отметил, что аланы «христиане и были изгнаны и разорены татарами». Позднее остатки алан, живущие в горах, попали под влияние занявших равнины черкесов (именно тогда часть осетин приняла ислам).
[править] Присоединение Осетии к РоссииВесной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании Зурабом Магкаевым были поставлены основные задачи, которые им рассматривались как наиболее важные на переговорах. В их числе были: присоединение Осетии к России, обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. То, что эти вопросы являлись для Осетии жизненно важными, было для российского правительства очевидным. В сложившейся к середине XVIII в. международной обстановке российское правительство ещё не могло ради Осетии идти на такие шаги, которые повлекли бы за собой дипломатические осложнения для России. В осетинском посольстве понимали это. Надеясь подтолкнуть российскую сторону к более решительным действиям, Зураб Магкаев заявил о том, что Осетия готова выставить армию численностью в 30 тысяч воинов для участия в военных действиях против Турции и Ирана — главных соперников России на Кавказе. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в Осетии: из-за частых войн, которые вела Россия в первой половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как свинец, особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.
Башни Габисовых и Цагараевых в местности Халгон над древним Цымыти (Куртатинское ущелье).[23]В конце декабря 1751 г. состоялся официальный прием осетинского посольства Елизаветой Петровной. На нём по заранее предусмотренному протоколу не обсуждались конкретные вопросы, касавшиеся русско-осетинских отношений. Прием больше напоминал торжественный церемониал, посвященный установлению российско-осетинских дипломатических контактов. На нём произносились торжественные речи. Зураб Магкаев благодарил императрицу за оказанный посольству тёплый прием и высказал надежду на установление тесных взаимоотношений между Осетией и Россией.
В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.
После победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 гг., Россия могла открыто заявлять о своих интересах на Кавказе.
Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России. В свою очередь губернатор поручил кизлярскому и моздокскому комендантам направить в Осетию официальных лиц, которые бы занялись подготовкой русско-осетинских переговоров. Кизлярский комендант направил в Осетию геолого-политическую экспедицию во главе с ротмистром Афанасием Батыревым. На несколько дней Афанасия Батырева опередил посланник моздокского коменданта ротмистр Казыханов, прибывший в Осетию с переводчиком Пицхелауровым.
В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. На нём обсуждался вопрос о присоединении Осетии к России. На заседании совета присутствовали ротмистр Казыханов и Афанасий Батырев. Накануне Афанасий Батырев успел встретиться с жителями Алагирского ущелья. Он сообщил совету старейшин, собравшемуся у Андрея Цаликова, что «от многих слышал желание, чтоб зделать от России, где прежде было осетинское подворье, крепость и иметь в ней коменданта с командою, где б они многие поселились и, не опасаясь никого, жили».
После заседания совета осетинские старейшины отправились в Моздок на переговоры с губернатором. В состав посольства, сформированного советом, входило 20 человек. С собой осетинские послы везли заранее составленное на имя астраханского губернатора «Прошение», состоявшее из «преамбулы» и «положений». В преамбуле подчеркивалась приверженность осетинского народа «христианскому закону» и выражалась благодарность России за возрождение христианства. В его констатирующей части отмечалась политическая независимость Осетии от какой-либо другой страны, а набеги черкесских князей назывались главной внешней опасностью. Стремление осетин к союзу с Россией формулировалось как надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекциею всемилостивейшей нашей государыни».
Присоединение Осетии к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин.[24]
[править] РелигияБольшинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство из Византии в период с IV-IX вв. Небольшая часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют христианские корни. Это произошло из-за того, что после нападения Тамерлана осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, тех, кто проповедовал Евангелие, совершал таинства и сохранял правильность вероисповедания.
[править] История становления традиционных верованийСистема религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения[25]
Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.[26]
Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счёт соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с её населением[источник не указан 569 дней]. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X—XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалалась союзной Византией.[27]
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуемой как универсальная монотеистическая религия православного христианства[Что?].[28]
[править] Современная формаНа нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).[29]
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.[30]
[править] ЯзыкОсновная статья: Осетинский язык
Осетинский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков, сохраняет генетическую преемственность с языком аланов и скифов[31]. Основой осетинского языка был скифо-сарматский язык[32][33].
[править] Диалекты и субэтнические группыВ настоящее время осетины, живущие в российской Северной Осетии, делятся на две субэтнические группы: иронцев (самоназвание — ирон) и дигорцев (самоназвание — дигорон). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект: на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Этноним «дигорцы» (ашдигор) впервые упоминается в «Армянской истории и географии» (VII век). Дигорский и иронский диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике.
За осетинами, живущими в Южной Осетии (ЮО), и выходцами из ЮО ошибочно закреплён термин «кударцы» (къуыдайраг), по названию Кударского ущелья в Южной Осетии. Выходцами из этого ущелья являются лишь несколько осетинских фамилий. Фактически же население Южной Осетии можно делить на две крупные субэтнических группы [источник не указан 827 дней], говорящих на двух говорах иронского диалекта осетинского языка — кударо-джавском (распространён на большей части территории РЮО) и чсанском (распространён на востоке РЮО). В Северной Осетии же среди иронцев бытует куртато-алагирский говор иронского диалекта. Таким образом, уместнее подразделять иронцев на северных (в народе — собственно «иронцы») и южных иронцев (в народе называются кударцами и чсанцами).
[править] Общества ОсетииОсновная статья: Общества Осетии
Раннее осетины делились на отдельные общества[34], обладающие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими — управлялись народным собранием (осет. ныхас). В некоторых правили князья.
[править] Генетика и фенотип осетин[править] Генетические исследованияСогласно проведенным на сегодняшний момент исследованиям, среди осетин наиболее распространены Y-хромосомные гаплогруппы G и R1b.
Гаплогруппа G встречается среди осетин с частотой до 75 %[35]. Наибольшая её концентрация зафиксирована у осетин Алагирского и Дигорского районов Северной Осетии. В Европе места высокой концентрации гаплогруппы G (северная Испания и Италия, Сардиния, Тироль) считаются результатом расселения в данных областях алан во время Великого переселения народов.
Частота встречаемости среди осетин Алагира гаплогруппа R1b — около 43 %[36]. Эта гаплогруппа распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага (70—90
, басков (около 90
, испанцев (до 70
и бельгийцев (63
. С меньшей частотой (до 40
она встречается среди итальянцев и немцев.
Однако приведенные данные нельзя считать достаточно точными, так как в проведенных исследованиях участвовала довольно малая выборка.
[править] Внешний вид В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка стоит на статье с 20 января 2012.
Большинство осетин относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеоидной расы.
Для осетин характерны темные оттенки волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, встречается также серый и голубой. Дело в том, что большинство современных осетин унаследовали внешние качества алан, такие как светлые и рыжие волосы; зеленые, серые или голубые глаза, но после смешения осетин с народами соседних племен и народов, появлялись темный цвет волос и карие глаза. В прошлом, на осетинской свадьбе, невесте обычно желали «семерых мальчиков и одну синеглазую девочку».
[править] Описания и высказывания об осетинахМ. Владыкин. 1885 г.
«Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь-то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом, — так и просится на картину».
Князь Л.В Шаховский
«Осетин сразу не отличишь от черкесов. Но зато эта кавалерия навела панический страх на все ряды турецкой кавалерии, с тех пор как появилась за рекой. После 2-3 стычек с черкесами и регулярной турецкой кавалерией она достигла того, что ни один черкес и ни один турецкий всадник не осмеливаются отъехать за версту в сторону Софийского шоссе».
Из телеграммы Главнокомандующего Дунайской армией, великого князя Николая Николаевича (брат царя), наместнику Кавказа.
«С разрешения государя пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно, с лошадьми — осетины герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевского знамени».
Генерал М.Д Скобелев
«Вообще, поведение осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».
Полковник А. Берс
«Не успели мы сняться с бивака, как нас обогнали осетины, назначенные в авангард. Не стесняясь ни оврагами, ни канавами, ни кустами, ни камнями, они тихо обскакали нас по сторонам дороги и живо скрылись впереди. Все это был больше народ молодой, но встречались между ними и седоволосые старцы, бывалые, закаленные… Осетин ловок, глаз у него зоркий, любит свою лошадь, редко натрет ей спину и сам довольствуется малым, всегда молчалив, не хвастлив».
И. Бларамберг[37]:
«Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, темноволосых там очень мало; это здоровая и плодовитая раса».
К. Ляхов. 1902 г.
«Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова».
Ш. Казиев, И. Карпеев — Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке[38]:
«Осетины, живущие в горах, обычно одевались в ермолку из грубого сукна, черкеску до колен из такого же сукна, с газырями. Черкеску надевали на голое тело. По праздникам черкеска была более тонкая и длинная. На ноги надевали суконные штаны, ноговицы, кожаную обувь „арчита“ с ремешковым переплетом. Зимой осетины носили теплые войлочные чувяки до колен, „дзабырта“. Рубаха встречалась крайне редко, у представителей богатых фамилий, и то часто по одной на семью. Члены семьи пользовались рубахой по очереди, надевая её на праздники. Бурки тоже были редки. Вместо неё надевали полушубок. На поясе осетины носили кинжал, по сторонам — пистолеты, через плечо висела шашка, на спине — винтовка, часто в чехле из медвежьей шкуры или белого козла. Женщины одевались лучше, но в основном тоже небогато. Бедные осетины, живущие в горах, надевали богатую одежду лишь на похороны».
Е. Зичи[39]:
«В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы… Тело осетин здоровое и сильное».
Ю. Клапорт. 1807—1808 гг.[39]:
«Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2—4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; чёрные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство».
Л. Штедер. 1781 г. (24, с. 33, 38)
«Гостя (кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берёт на себя кровную месть за него… Они щедры, делят своё пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следующими словами: „Мой дом — твой дом; я и все моё — твоё“. С тем, кто находится под их защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов.»
М. Вагнер. 1850 г.[39]:
«Разговаривая однажды в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди учёных Германии распространено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резко отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. „Как это может быть, — воскликнул русский, — чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин… Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков“».
[править] РасселениеПо данным всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 528 тыс. осетин[1], в том числе:
Северная Осетия — ▲ 459,7 тыс. (2010 г.)
Москва — ▲ 11,3 тыс. (2010 г.)
Кабардино-Балкария — ▼ 9,8 тыс. (2010 г.)
Ставропольский край — ▲ 8,0 тыс. (2010 г.)
Краснодарский край — 4,1 тыс. (2002 г.)
Карачаево-Черкесия — ▼ 3,1 тыс. (2010 г.)
Санкт-Петербург — 2,8 тыс. (2002 г.)
Ростовская область — 2,6 тыс. (2002 г.)
Московская область — 2,4 тыс. (2002 г.)
Осетины составляют большинство населения Южной Осетии.
В Грузии (без Южной Осетии) в 2002 году проживало около 38 тыс. осетин.[5]
В Турции живёт от 20 до 36 тысяч осетин[40][4]. Осетины Турции и Сирии — потомки мусульман-мухаджиров XIX века, переселившихся в Османскую империю.
Диаспоры осетин есть также во Франции[41], Канаде (Торонто)[42], США[43] (Флорида, Нью-Йорк).
В Венгрии с XIII века проживает народ ясов имеющий осетинское происхождение. Современные ясы в значительной мере ассимилированы венграми и полностью перешли на венгерский язык, но в последнее время среди них наблюдается подъем национального самосознания и укрепляются связи между ясами и осетинами.
[править] ИсследованияПервыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (1768), А. Батырева (1771, 1774) и И.-А. Гюльденштедта (1770—1772). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.
Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский учёный П. С. Паллас: он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским, но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.
Французский учёный Жорж Дюмезиль (1898—1986) обнаружил поразительные соответствия между осетинским эпосом и преданиями кельтов.
Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.
[править] Осетинская кухняОсновная статья: Осетинская кухня
Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ), осет. лывжæ - рагу из мяса с картофелем и другими овощами; осет. джык-лывжæ - мясо тушенное в сметане; осет. дзæрна - блюдо из сваренных вместе фасолью и кукурузой; осет. дзыкка - блюдо из сметаны сваренной с мукой и сливочным маслом, осет. цывжы-цæхдон - соус из сваренных и замаринованных перцовых листьев со сметаной или сливками, осет. нуры-цæхдон - соус из измельченного чеснока со сметаной или сливками. Из напитков можно выделить пиво (осет. бæгæны) и осет. къуымæл - квас из хлеба или фруктов, а также традиционный крепкий алкогольный напиток осет. арахъхъ - виски (арака). Как и на всём Кавказе, в Осетии распространен шашлык (осет. физонæг).
[править] Осетинская архитектураОсновная статья: Осетинская архитектура
Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам. Большое количество построек было разрушено во время различных карательных операций в Северную и Южную Осетию[источник не указан 569 дней].
[править] ФотогалереяКоста Хетагуров
Осетинка в национальном костюме (1883)
Осетинки за работой (XIX век)
Осетин Северного Кавказа в костюме XVIII века (Вано Рамонов, XIX век)
Три учительницы-осетинки (XIX век)
Осетинка в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
Осетины в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
Осетины — участники русско-турецкой войны 1877-1878 годов
Осетины селения Махческ (1905-1907)
Бега Кочиев
Осетин (Кобан, 1881)[править] Примечания↑ Показывать компактно
1.↑ 1 2 3 4 5 6 7 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
2.↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Всероссийская перепись населения 2002 года. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
3.↑ Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
4.↑ 1 2 3 Joshua Project
5.↑ 1 2 Перепись населения Грузии (без Южной Осетии и Абхазии) 2002 г. С частью Ахалгорского (ныне Ленингорского района РЮО), контролировавшейся Грузией до августа 2008 г., — 38 026 осетин.
6.↑ По переписи 1989 г. в Грузинской ССР было 164 055 осетин, в том числе в Юго-Осетинской автономной области — 65 223 осетин и 98 832 в остальной Грузинской ССР ([1])
7.↑ 1 2 3 Перепись населения Грузии (без Южной Осетии и Абхазии) 2002 г.
8.↑ Всеукраинская перепись населения 2001 года
9.↑ Этноатлас
10.↑ Данные Всероссийской переписи 2002 года.
11.↑ 1 2 В Цхинвале начал свою работу съезд осетинского народа
12.↑ Х. Г. Дзанайты. Национальная доктрина Алании
13.↑ 1 2 3 4 5 6 В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка
14.↑ 1 2 Encyclopedia Iranica, «Alans», V. I. Abaev, H. W. Bailey
15.↑ Толковый словарь осетинского языка: в 4 т. / под общ. ред. Н. Я. Габараева; Владикавказский науч. центр РАН и РСО-А; Юго-Осетинский науч.-исслед. ин-т им. З. Н. Ванеева. — М.: Наука, 2007 — ISBN 978-5-02-036243-7
16.↑ 1 2 «Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин» // Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 45.
17.↑ Проект Анахарсис. Из истории алан-осетин
18.↑ 1 2 В. Миллер, Осетинские этюды
19.↑ Армянская география
20.↑ Фрейман А. А., «Осетинско-русско-немецкий словарь» В. Ф. Миллера
21.↑ НИЗАМ АД-ДИН ШАМИ->КНИГА ПОБЕД->ПЕРЕВОД 1941 Г.->ТЕКСТ
22.↑ Город мертвых
23.↑ Алан СЛАНОВ // ПАМЯТНИКИ КУРТАТИНСКОГО УЩЕЛЬЯ
24.↑ Использовались материалы с сайта iratta.com
25.↑ Джанайты С. Х. Три слезы Бога. — Владикавказ, 2007
26.↑ Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л., 1949
27.↑ Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времён до конца XIX века. — Владикавказ, 2000
28.↑ Камболов Т. Т. Языковая ситуация и языковая политика в Северной Осетии: история, современность, перспективы. Глава IV. — Владикавказ, 2007
29.↑ Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. — Владикавказ, 1994
30.↑ Агнаев Г. Осетинские обычаи. — Владикавказ, 1999
31.↑ Осетинский язык — БСЭ
32.↑ Encyclopedia Britannica Scytho-Sarmatian language
33.↑ БСЭ Скифский язык
34.↑ Здесь и далее использовалось М. М. Блиев, Р. С. Бзаров «История Осетии»
35.↑ Haplogroup G, region by region and country by country, with emphasis on G2a3b1 persons. [2]
36.↑ Oxford Journals
37.↑ По материалам книги Казбека Челехсаты «Осетия и осетины». Взято с сайта ossetians.com
38.↑ Коста Хетагуров — Особа, Ш. Казиев, И. Карпеев — Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке
39.↑ 1 2 3 Казбек Челехсаты — Осетия и Осетины. с 207, 208, 213. ISBN 5-7358-0132-5
40.↑ О миграциях осетин на сайте Постоянного представительства Республики Северная Осетия — Алания при Президенте РФ
41.↑
http://www.ossetia.ru/ir/ass-oss
42.↑ В Канаде живет до трех тысяч осетин
43.↑ США. Первое собрание «Аланского союза»
[править] См. такжеОсетия
Алания
Аланы
Сарматы
Дигорцы
Иронцы
Кударцы
Общества Осетии
Осетинский язык
Северная Осетия
Южная Осетия
Триалетская Осетия
Осетины в Турции
Осетины в Грузии
Нартский эпос
[править] Ссылки Осетины на Викискладе?
alanica.ru — Аланы. История Алан.
Ирӕттӕ.com — новости, история, статьи, форум, музыка, литература, культура
Ossetia.ru — новости, комментарии, информация
Iriston.ru — сайт осетинской диаспоры
Ossetians.com — сайт о выдающихся осетинах
Традиционная музыка осетин (героические песни)
Iriston.com — история и культура осетин
[править] ЛитератураКазиев Шапи, Карпеев Игорь. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в.
Статья «Осетины» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 421.
Блиев, М. М. Осетинское посольство в Петербурге (1749-1752). Присоединение Осетии к России. Владикавказ, 2010.
[показать] Осетины (ирæттæ)
Субэтнические группы Иронцы (в том числе Кударцы, Чсанцы, Туальцы, Урстуальцы) • Дигорцы
Культура Нартский эпос • Литература • Музыка • Танцы • Искусство • Кухня • Архитектура • Имена
Расселение Северная Осетия • Республика Южная Осетия • Осетины в Грузии : Триалетская Осетия, Трусовское ущелье • Турецкая диаспора
Религия Христианство • Ислам
Осетинский язык Иронский диалект (Кударо-джавское наречие) • Дигорский диалект
Разное История
[скрыть] Современные иранские народы
Юго-западная подгруппа Персы • Таджики • Фарсиваны • Таты • Луры • Бахтиары • Хазарейцы • Чараймаки
Северо-западная подгруппа Курды • Заза • Белуджи • Мазендеранцы • Гилянцы • Талыши
Юго-восточная подгруппа Пуштуны • Памирские народы (Язгулямцы • Шугнанцы • Рушанцы • Сарыкольцы • Ишкашимцы • Сангличцы • Ваханцы • Мунджанцы)
Северо-восточная подгруппа Осетины • Ягнобцы
Этноконфессиональные группы Зороастрийцы • Езиды • Ахл-е Хакк
Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Осетины&oldid=44207832»
Категории: ОсетиныОсетияНароды КавказаНароды РоссииСтатьи с этническими спискамиИранские народыСкрытые категории: Википедия:Статьи с незавершёнными разделамиВикипедия:Нет источников с октября 2010Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 днейВикипедия:Нет источников с января 2012Википедия:Статьи, требующие конкретизацииВикипедия:Нет источников с февраля 2010Википедия:Статьи без ссылок на источники с января 2012 годаЛичные инструменты
Представиться / зарегистрироватьсяПространства имён
СтатьяОбсуждениеВариантыПросмотры
ЧтениеПравкаИсторияДействия
Поиск
Навигация
Заглавная страницаРубрикацияУказатель А — ЯИзбранные статьиСлучайная статьяТекущие событияУчастиеСообщить об ошибкеПортал сообществаФорумСвежие правкиНовые страницыСправкаПожертвованияПечать/экспортСоздать книгуСкачать как PDFВерсия для печати
ИнструментыСсылки сюдаСвязанные правкиСпецстраницыПостоянная ссылкаЦитировать страницу
На других языкахAragonésАварAzərbaycancaБеларуская (тарашкевіца)БългарскиCatalàČeskyDanskDeutschEnglishEsperantoEspañolEestiفارسیSuomiFrançaisעבריתHrvatskiMagyarՀայերենItaliano日本語ქართული한국어ЛаккуЛезгиLietuviųPlattdüütschNederlandsИронPolskiPortuguêsSrpskohrvatski / СрпскохрватскиSlovenčinaСрпски / SrpskiSvenskaTürkçeУкраїнськаმარგალური中文Последнее изменение этой страницы: 14:16, 7 мая 2012.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.
Свяжитесь с нами
Политика конфиденциальностиОписание ВикипедииОтказ от ответственностиМобильная версия