Артимпаса (Аргимпаса, Ариппаса) - в скифской мифологии - богиня, согласно Геродоту, тождественная греческой Афродите Урании
Артимпаса вместе с Ойтосиром, Аресом и Гераклом составляла третий разряд богов семибожного скифского пантеона. Этимология ее имени неясна. Форма "Артимпаса" сопоставима с именем иранской богини Аши, функционально близкой греческой Афродите. Это позволяет трактовать Артимпасу как божество, олицетворяющее богатства материального мира и связывать - как и всех богов третьего разряда скифского пантеона - со средней зоной космоса.
С культом Артимпасы был связан институт женоподобных гадателей-энареев.
Геродот, опираясь на скифские легенды, назвал их «самым молодым из всех народов», однако другие древние авторы по поводу возраста скифов придерживались диаметрально противоположной точки зрения. Например, Помпей Трог отмечал: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения… Скифы вовсе не признавали умеренность климата доказательством древности… Насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души… Египет… мог и может быть возделываем только под условием заграждения Нила и поэтому кажется последней страной в отношении древности обитателей, так как он и образован, по-видимому, позднее всех стран посредством царских плотин или иловых наносов Нила. Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения».
Артимпаса (Аргимпаса, Ариппаса)
Мифология: Скифская мифология
Предмет статьи: бог
Апи
Мифология: Скифская мифология
Предмет статьи: бог
Апи - в скифской мифологии - богиня, отождествлённая Геродотом с греческой богиней Геей, что отражает её функцию богини земли. Имя возводится к иран. корню со значением "вода".
Апи - божество земли и воды, то есть нижней зоны космоса, поглощающего и порождающего начала, супруга Папая. В сохранённых античными авторами изложениях скифских мифов не упоминается, но функционально, а также по месту в сюжете и в космологической структуре ей соответствует семантически близкий персонаж - дочь реки Борисфен, дочь реки Аракс, рождённая землёй или обитающая в пещере нимфа и др. В этих текстах данный персонаж характеризуется как существо с женской верхней и змеиной нижней частями тела, иногда - с растущими из плеч змеями. Соответствующие этим описаниям изображения полиморфного женского существа известны на скифских древностях. Брак Апи или идентичного ей персонажа с Папаем имеет космогонический характер: от него происходит средняя зона космоса, в том числе человеческий род в лице Таргитая. В некоторых изложениях скифского мифа женский персонаж, соответствующий Апи фигурирует в качестве супруги первочеловека, что позволяет реконструировать для скифской мифологии обычный в традициях ираноязычных народов мотив инцеста первого человека с собственной матерью. В этих версиях у богини рождаются три (два) сына: прародители скифских родов (Липоксай, Арпоксай и Колаксай) или разных народов (Агафирс, Гелон и Скиф).
Энареи — скифские жрецы
Данные о скифском жречестве, содержащиеся в произведениях греческих авторов, крайне немногочисленны. Видимо, поэтому, в то время как одни исследователи допускают наличие в скифском обществе влиятельной жреческой прослойки [Яценко, 1959, стр. 113; Тереножкин, 1966, стр. 39-40], другие это отрицают [Лаппо-Данилевский, 1887, стр. 533; Каллистов, 1952, стр. 27; Артамонов, 1964, стр. 85; Dumezil. 1962, стр. 199; Dumezil, 1968, стр. 445-446]. При всех обстоятельствах едва ли случайно, что сведения античной традиции посвящены почти исключительно энареям ((иранск. "анарья" — "немужественный") <...>. Энареи - женоподобные <...>гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие "подобно женщинам" (Her., I, 105; IV, 67; Ps.-Hi pp., De аеге, 29-30),- были, с точки зрения греков, самой экзотической корпорацией среди скифского жречества и, естественно, привлекали к себе наибольшее внимание.
Основные сведения о положении энареев в скифском обществе содержатся в двух литературных традициях, связанных с именами Геродота и Псевдо-Гиппократа. Отдельные намеки имеются и у других авторов. Из их сопоставления явствует, что:
1) энареи были профессиональной жреческой корпорацией, связанной с культом богини Афродиты - Аргимпасы (Her., IV, 67-68);
2) энареи являлись гадателями. "Искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры: гадатель разрезает ее на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание" (Her., IV, 67);
3) корпорация энареев имела наследственный характер. "Женоподобные" особенности энареев, явно связанные с требованиями религиозного культа, передавались также их потомству (Her., I, 105; см. также IV, 69);
4) энареи происходили из аристократических слоев общества, может быть даже близких к царскому дому. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 30) отмечает, что энареи - "скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом" (Р s.-H i р p., De аеге, 30; см. также: Aristot., Eth. Nic., VII, 7, 6; Clem. Al, Protreph., II, 24);
5) энареи пользовались значительным влиянием и престижем в скифском обществе. Псевдо-Гиппократ (De аеге, 29) объясняет это тем, что "причину такого явления (т. е. "женоподобия" энареев.- А. М. Хазанов.) туземцы приписывают божеству и поэтому чтут таких людей и поклоняются им, каждый боясь за себя". Однако из сообщения Геродота, которое будет приведено дальше, следует, что боязнь энареев и гадателей вообще имела под собой и более реальные основания, потому что от их гадания иногда зависела человеческая жизнь.
Культ «семи богов» у скифов
Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота (IV, 59): «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругою Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царственные скифы приносят жертвы еще и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити (Ταβιτί), Зевс — Папаем (Παπατος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (΄Απί), Аполлон — Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος). Афродита Урания — Артимпасою (΄Αρτίμπασα), Посейдон — Фагимасадою (Θαγιμασάδας)».1)
Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой, греческий, лад; отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь, разумеется, лишь приближенное значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религией не могло быть. Но для суждения об общей «структуре» скифского пантеона показания Геродота можно считать вполне надежными.
Прежде всего обращает на себя внимание число скифских божеств. Если не считать Посейдона, который почитался не всеми скифами, а только частью, то скифских божеств оказывается семь, причем Геродот подчеркивает, что скифы чтили только этих семь. Случайна ли эта цифра? По-видимому, не случайна. Культ семи богов засвидетельствован у одного из скифо-массагетских племен, именно у алан. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н. э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке [89] Ардавда (΄Αρδάβδα), что значит Семибожий (επτάθεος) Вопреки высказывавшимся сомнениям, нет никаких оснований усматривать какую-либо неточность в свидетельстве анонима как в передаче аланского названия Феодосии, так и в толковании этого названия как «(город) семи богов».
Название Ардавда действительно означает «семь (осет. авд, др. -ир. hafta) богов» (осет. ард, др.-перс, arta 'божество', авест. aša-, aša-vahišfā 'божество'). Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах.2)
Наименование города «Семибожным» говорит о том, что культ семи богов занимал центральное место в религии алан. Посвятив город «Семи богам», они поступили так же, как греки, давшие своему прославленному городу имя наиболее чтимой богини Афины.
Традиция культа «Семи богов» не обрывается на аланах. Она была продолжена потомками алан — осетинами. Впервые Всеволод Миллер отметил существование в Осетии близ селения Галиат святилища под названием Aυd dzwary, т. е. 'семь божеств'.3) К сожалению, В. Миллер не сообщает никаких подробностей относительно связанных с этим святилищем представлений и культовых церемоний. Пишущий эти строки имел возможность посетить это святилище и узнать из расспросов стариков, что в старину оно пользовалось большой популярностью и привлекало жителей не только ближних, но и отдаленных селений. О подробностях культа уже никто не мог сообщить надежных и точных сведений.
Таким образом, культ «семи богов» с удивительным постоянством прослеживается на протяжении огромного периода — от геродотовских скифов через алан до современных осетин.
В этой связи можно, кажется, привлечь еще один факт из осетинской мифологии. В мифологических верованиях и фольклоре осетин известно мифическое существо под названием Ævdiw (иронск. диалект), Ævdēw (дигорск. диалект), иногда Avdī́wag. Оно рисуется обычно как злой дух, демон, но иногда и как благое существо.4) В. Миллер возводил Ævdēw к др.-иран. āp-daiva — 'водный демон'. Однако внимательное изучение всех текстов, где встречается Ævdēw, убеждает, что нигде, ни в одном случае, это [90] существо не связывается с водной стихией. А в одном тексте прямо говорится, что Avdiwag обитает на небе.5)
Это заставляет отнестись с сомнением к этимологии Ævdēw — *āpdaiva и искать для него другое объяснение. Исходя из доказанного факта существования культа «семи богов» на скифо-алано-осетинской почве, мы думаем, что Ævdēw получилось из Avd-dēw, др.-Иран. Hafta-daiva 'семь богов' (resp. 'демонов'). Со временем, когда утратилось этимологическое значение и в Ævdēw уже не чувствовалось числительное «семь», Ævdēw стал мыслиться как единое существо, и стали возможны такие выражения, как avd Ævdēwy 'семь Авдеу'.6)
Вернемся, однако, к скифскому «семибожию». Даже беглого взгляда на скифский пантеон достаточно, чтобы убедиться, что он не имеет ничего общего с «семью богами» («амшаспандами») зороастризма (Ahura Mazdā, Vohu Manah, Aša Vahišta, Xšaθra Vairya, Spənta Ārmaiti, Haurvatat, Amərətat).
Дело не только в том, что не совпадает ни одно наименование. Самый характер «божеств» в корне различный. Зороастрийские божества — это олицетворенные абстракции: 'Добрая мысль' (Vohu Manah), 'Власть' (Xšaθra), 'Бессмертие' (Amərətat), 'Целостность' (Haurvatat) и т. п. Вся система — продукт отвлеченно-умозрительного мышления. Скифские боги — совсем другой мир. Это — олицетворение сил природы (небо, земля) или социальных категорий (домашний очаг, война).
Если на зороастризме лежит отпечаток индивидуальной религиозно-философской спекуляции, то скифская религия — типичный образец древних, родоплеменных культов дозороастрийскога Ирана. Пользуясь терминами старой теологии, можно сказать, что скифская религия — религия «естественная»; зороастрийская — «откровенная» (основанная на «откровении», точнее, на индивидуально-умозрительных спекуляциях). Данные Геродота подтверждают то, что приходится предполагать и по другим соображениям: скифы одни среди иранских племен остались чужды зороастризму, сохраняя верность «естественной» религии древних арийцев.7)
Что же касается наличия семи богов и там и тут, это совпадение объясняется тем, что семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который был унаследован и скифами и зороастризмом независимо друг [91] от друга.
Действительно, не раз указывалось, что семь зороастрийских амшаспандов соответствуют семи ведийским Aditya.9) Сохраняя традиционную «семибожную» схему, каждый индоиранский народ заполнял ее своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития.
В чем же заключалась специфика скифского «семибожия», какими чертами характеризуется скифский пантеон? При всей краткости сообщение Геродота позволяет сделать некоторые выводы.
Первостепенный интерес представляет прежде всего ясное свидетельство Геродота, что во главе скифского пантеона стояло женское божество. Это сообщение Геродота находит полное подтверждение в данных скифо-сарматской археологии. По словам М. И. Ростовцева, «археологические данные говорят за то, что высшим божеством, которому поклонялись скифы, была державная богиня...». «Особенностью племен Тамани, связывающей их с населением остального побережья Черного моря... является крупная роль, которую играл в их религиозной жизни культ верховного женского божества...» Эта черта характеризует и религиозное состояние Боспорского царства. Здесь также «господствует, почти подавляя остальные, один культ — старый местный культ великой верховной богини».10)
Верховная богиня скифов носила, по Геродоту, имя Tabiti. Это имя сопоставимо с древнеиранским tapayati (женский род от причастия tapayant-), букв, 'согревательница'.11) Если так, то Геродот был близок к истине, отождествляя Tabiti с греческой Гистией, богиней домашнего очага.
Известно, что всякое общество формирует мир богов по собственному образу и подобию. Если во главе пантеона стоит богиня — покровительница домашнего очага, это несомненная матриархальная черта. Если же мы вспомним, что, помимо Tabiti, в скифский семибожный пантеон входили еще две великие богини: Api (Земля) и Artimpasa (Афродита), то должны будем признать, что женское начало занимало в скифской религии несравненно более значительное место, чем, скажем, в ведийской, которую справедливо называют «религией мужчин».12)
Между тем мы знаем, что общество причерноморских скифов геродотовских времен было отнюдь не [92] матриархальным. Во главе скифских племен и родов стояли мужчины, имена которых известны нам по Геродоту и другим авторам. Родство велось по отцовской, а не по материнской линии. Приходится, стало быть, думать, что матриархальная тенденция, которая так ясно проступает в скифской религии, сохранялась в ней как пережиток. Она отражала не сегодняшний, а вчерашний день скифского общества. Как обычно, идеологическая надстройка отставала в своем развитии от развития общества.
Нам не приходится строить догадки относительно более древних общественных отношений, наложивших отпечаток на скифский пантеон. Эти отношения существовали во времена Геродота и позднее у ближайших родичей скифов — савроматов (сарматов) и массагетов. Об исключительной роли женщины у савроматов сообщают Геродот, псевдо-Гиппократ и псевдо-Скилак. Последний определяет общественный строй савроматов как «гинекократию», власть женщин (σαυροματѽν δε εστιν εθνος γυναικοκρατούμενον). Удивительная стойкость матриархальных пережитков у сарматов подтверждается и археологическими материалами.13)
О роли женщин у массагетов можно судить по таким фигурам, как царица Томирис, победившая персидского царя Кира (Геродот, I, 205-214), и царица Зарина, о которой рассказывает Ктесий. Рядом с ними можно поставить и сарматскую царицу Амагу (΄Αμάγη) из рассказа Полиэна (VIII, 56).
Там, где женщина занимает господствующее положение в обществе, она занимает такое же положение и в пантеоне. Если бы до нас дошли более точные и надежные сведения о религии сарматов и массагетов, мы, без сомнения, нашли бы там отражение той «гинекократии», которая была характерна для их общественного строя.
В скифском пантеоне с его верховной богиней Tabiti и двумя другими богинями, с одной стороны, и богом «Зевсом» (Παπατος) и тремя другими богами — с другой стороны, старый матриархальный мир как бы вступил в компромисс с новой патриархальной идеологией.
Отождествление Геродотом бога Παπατος с верховным греческим богом Зевсом говорит о том, что этот мужской бог в какой-то мере приближался по значению к великой Tabiti. Его имя следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец». [93]
Πάπας как наименование верховного бога засвидетельствовано у фракийцев и фригийцев.14) «Отец» было также постоянным эпитетом Зевса (Zeυς Πατήρ-Jupiter).
Вполне естественно, что верховный бог неба назывался у скифов, как и у многих других народов, «отцом». Но тогда мы вправе ожидать, что богиня земли опять-таки, как у ряда других народов, рассматривалась как «мать». Л. Згуста видит в имени скифской богини земли ΄Απί (вариант ΄Απία) 'детское', ласково-почтительное обращение «мать», как Παπαιος, 'отец'.15)
В пользу такого толкования можно было бы привести распространенное в узбекских и таджикских говорах обращение ара — «мать» или «старшая сестра». Таким же «детским» словом, как скифское папай, было имя согдийской богини Нанай16) или индоскифской Нана.17)
Но нельзя полностью отвергать и напрашивающееся сближение имени Api с иранским āpi 'вода'. Дело в том, что легенда о союзе неба с водой (а не с землей) была стойкой мифологической традицией скифов, которая, как мы указывали в другом месте, выступает и в легенде о происхождении скифов от брака Зевса с дочерью Борисфена, и в некоторых сюжетах нартовского эпоса осетин.18)
Об остальных скифских богах можно сказать немного. Имя Artimpasa (Афродита Урания) в первой части сближается с именем чтимой иранской богини Artī. Свойственные ей черты богини плодородия и покровительницы брачащихся позволяют сближать ее с Афродитой.19) Культ ее был распространен, в частности, у ближайших родичей скифов — согдийцев, где она зовется 'rtωγ = *Art(i) vax = др.-иран. Artī vahvī 'Добрая Арти'.20) Если так, то встречающееся в некоторых рукописях «Истории» Геродота написание ΄Αργίμπασα следует рассматривать как ошибку (легко объяснима описка Г вместо Т).
Возможность ошибки приходится допускать и в имени бога Oιτόσυρος (Γοιτόσυροξ) так как в данной форме имя не дает удовлетворяющего иранского истолкования.21) Если допустить здесь описку Т вместо Г, то мы приходим к Oιγόσυρος, что идеально соответствует иранскому Vayuka-sūra — 'Могучий Вайу', осет. Wæjug.22)
Есть много оснований думать, что знаменитый арийский бог Vayu был одним из популярнейших скифских божеств. Об этом говорят, в частности, данные осетинского [94] фольклора.23) Поэтому весьма вероятно, что Vayu входил в скифскую «семерку» богов и занимал в ней не последнее место.
Имена оставшихся двух скифских богов, которые соответствуют греческим Гераклу и Арею, Геродот не сообщает. Поэтому об их природе и происхождении нельзя утверждать ничего определенного. Можно только думать, что культ бога войны, которому скифы поклонялись в образе меча, занимал в скифской религии важное место, так как Геродот специально на нем останавливается (IV, 62), чего он не делает в отношении других богов.
Суммируя изложенное, мы приходим к следующим выводам:
Культ «семи богов» был прочной религиозной традицией скифо-сарматских племен, прослеживаемой от геродотовских скифов через алан до современных осетин, т. е. на протяжении почти 2500 лет.
Скифский семибожный пантеон не имеет ничего общего с зороастрийским; он унаследован независимо от последнего от дозороастрийских времен.
По своему характеру и составу (соотношение «женского» и «мужского» элементов) скифский пантеон представляет своего рода компромисс между матриархальной идеологией недавнего прошлого и идеологией восторжествовавших патриархальных отношений.
Из известных в иранском мире божеств в скифском пантеоне с известной долей вероятности распознаются Arti (΄Αρτίμπασα) и Vayu (*Οιγόσυρος = Vayuka-sūra.).
Культ бога войны занимал в скифской религии особое место.
http://annales.info/skif/7gods.htm
http://mith.ru/alb/lib/golan12.htm
МУЖСКИЕ ИМЕНА
Имя Транскрипция / перевод Примечание
Абар Αβαρης «вольный» Скиф.и., Царь скифов 7в.д.н.э.
Абаци Abacy Осет.и.
Абдаг Αβδαγας Сак.и., Царь Сакастана
Абдарак/Абдараг Αβδαρακος, Αβδαραγος «держащий воду», от ab+dar Скиф.и.
Абеак Возможно от Апи – богиня скифов (Апиаг) Сарм.и., Царь сираков 1в.д.н.э.
Абноз Αβνοζος «пьющий воду». от ab+noz Скиф.и.
Абраг Αβραγος «небесный»от др.ир. abra небо Скиф.и.
Абрас Abræs «небесный» Осет.и.
Аброаг Αβροαγος от abra небо Скиф.и.
Аброзео Αβροζεος от abra небо Скиф.и.
Абыз Abyz Осет.и.
Абыраг Abyræg «абрек» Осет.и.
Авдам/Авдан Ævdæm, Ævdæn «седьмой» Осет.и.
Авзураг Ævdzuræg Осет.и.
Авлаг/Аулаг Αwlæg Осет.и.
Авхаты Αυχάταί от vahu Скиф. род , происх. от Липоксая
Авшин Ævšyn «хозяин», «господин» Сaк.и.
Агар Αγαρος «чрезмерный» от æгæр Скиф.и., Царь скифов 4в.д.н.э.
Агатирс Αγαθιρσος Скиф.и.
Агауой Αγαυοι от gau корова Скиф.и.
Агаэт Agaət Скиф.и., Царь скифов 6в.д.н.э.
Агубе Aguybe Осет.и.
Агуз Æguz «бездельник» Осет.и.
Агузар Æğuyzar Осет.и.
Агшартан Ağšartan от хšaθra+tana Скиф.и.
Адакез Adækez Нарт.эп.
Адаш Ædaš «бесстрашный» от a+tars Алан.и.
Аддак Addak «внешний» Алан.и., Царь алан 5в.н.э.
Адзи Αζίας от az от «гнать, править» Скиф.и.
Адзиаг Αζιαγος «направляющий» Скиф.и.
Адзиай Αζιαιος от hatya правдивый Скиф.и.
Адой Αδοης «неистощимый» от æduj Скиф.и.
Аз Αζας от az от «гнать, править» Сак.и., Царь Индо-Сакского царства 1в.н.э.
Азан Azan «погонщик» Согд.и.
Азарион Αζαριων «тысячник» от hazahra Сарм.и.
Азарм Azarm «направляющая десница» от az+arm Сарм.и.
Азил Azil «правитель» Сак.и., Царь Сакастана
Азкацвар Wzk΄nsw΄r, от az от «гнать, править» Хорезм.и., Хорезмшах
Азна Azna Нарт.эп.
Азрак Azrak Сaк.и.
Аиган Ajgan Массаг.и.
Аихман Ajhman Массаг.и.
Айдар Ajdar Осет.и.
Айлар Ajlar Осет.и.
Айсан Ajsan Массаг.и.
Айсатир Aisatir Массаг.и.
Айсхман Ajshman Массаг.и.
Айшана/Айсана/ Уайсана Ajšanæ/Uajsana Осет.и., Нарт.эп.
Ака/Аки Akæ/Aki Осет.и.
Акас Ακασας «целый, здоровый» от agas Скиф.и.
Акроса Ακροσας/Akrosas Скиф.и., Царь скифов 2в.д.н.э.
Аксейн Αξεινος от axsaina синий Скиф.и.
Алаг Αlæg «арийский», от arya-ka Осет.и., Нарт.эп.
Алаф Alæf Нарт.эп.
Албег /Алымбег Albeg /Alymbeg Нарт.эп.
Албегон Albegon Осет.и.
Албор Ælbor Осет.и.
Алвад Alvad «арийский след» Яс.и.
Алгуз Alğuz Осет.и.
Алгузон Alğuzon Осет.и.
Алдак Ældaq Осет.и.
Алдар Ældar от arm+dar Осет.и.
Алдат Ældat Осет.и.
Алексарт/Аликсарт Αληξαρθος, Αλεξαρθος «арийская власть» от arya+xšθra Сарм.и.
Ализон Alizon «арий по происхождению» от aryazana Скиф.и.
Алкац Ælkac/Ælqac Осет.и.
Аллон Allon «арийский» Нарт.эп.
Алмахсат/Алмахсит Almahsat/Almahsit Осет.и.
Алсак Alsak Осет.и.
Алтанцак Altæncæq Осет.и.
Алтег Alteg Осет.и.
Алутаг/Алутак Αλουθαγος, Αλουταγος «пивной», «пивовар» от aluθ - пиво Скиф.и.
Алхарт Alhart «всеядный» Осет.и.
Алхаст Alhæst Осет.и.
Амадок Αμαδοκος от ama (сырой)+ad (кушать) Скиф.и.
Амазасп Αμαζασπας «могучий погонщик» от ama+az+aspa Сарм.и.
Амайаг/Амайак Αμαίακος «строитель» ос. amajæg Скиф.и.
Амал Αmal «добытчик» Алан.и.
Амардиак Αμαρδιακος «жертвенный» Скиф.и.
Амарзаст Αμαρζαστος от ham приставка со- Скиф.и.
Амбазук Ambazuk «равноплечий» Алан.и., Царь алан 1в.н.э.
Амбал Æmbal «содружинник» от bal Алан.и., Осет.и.
Амбалан Ambalаn «содружинник» от bal Алан.и.
Амбалон Ambalon «содружинник» от bal Осет.и.
Амбултан Αmbultan «победитель» Языг.и.
Амбуст Αμβουστος «великий» от æmbuzun Скиф.и.
Амбустан Ambustan «великий» от æmbuzun Языг.и.
Амзар Æmzar «пойте вместе» Осет.и.
Амизок Αμιζωκ Скиф.и.
Аморг/Амюрг/ Омарг Αμωργ, Ομαργ Сак.и., Царь саков 6в.д.н.э.
Амоспад Αμωσπαδος от ama+spada «соратник» Скиф.и.
Амсаджан Æmsadjan Алан.и., Аланский Князь 14в.н.э.
Амуоромар Αμωρομαρος от hamara враг Сарм.и.
Амургион Αμυργιον Сакский род
Амцег Amceg «молочный брат» Осет.и.
Анавсий Anafsyj «не насытный» Алан.и., Вождь алан 1в.н.э.
Анагай Αναγαίος «не имеющий скот» Сарм.и.
Анахарс Αναχαρσις «неранимый» ana(без)+hvar (ранить) Скиф.и., великий мудрец 7в.д.н.э.
Анбал Anbal «содружинник» от bal Алан.и.
Анбалан Anbalan «содружинник» от bal Алан.и.
Андаг Andag «внешний» Алан.и.
Анданак Ανδανακος «стальной» от andanak Скиф.и.
Андела Andela Алан.и.
Андурзак Andurzaq Осет.и.
Анигол/Анигал Anigol/Anigal «покровитель пчеловодства» Нарт.эп.
Анкал Ænqæl «надежда» Осет.и.
Анос Anos «бессмертный» Алан.и.
Антир Αντιρος «вооруженный луком» Скиф.и., Царь скифов, 5в.д.н.э.
Апагаст Apagast Языг.и.
Апвахиан Apvahian Согд.и.
Апсах Aψαχος от aspa «всадник» Скиф.и.
Арабат Arabat«брат» от arvad Алан.и., Предв.алан 11в.
Аравелианы/ Аравегьяны Araveliany/Aravegyany Аланская правящая династия.
Араф Æræf Осет.и.
Арахман Æræhman Осет.и.
Арахцау Arahcæu «часто ходящий» от aræhdzau Нарт.эп.
Аргас Ærgæs Осет.и.
Аргасга Ærgæsgæ Осет.и.
Аргованаг/ Аргуанаг Αργουαναγος «священнослужитель» от arga благословлять Скиф.и.
Аргод Αργοδας «благословенный» от arga Скиф.и.
Аргот (Уаргъ) Αργοτας «волк» от др.ир. Уарка Скиф.и., Царь скифов 5в.д.н.э.
Аргун Αrgun «благословенный» от arga Алан.и., Аланский Князь 13в. н.э.
Ард Αρδης «святость» Скиф.и.
Ардабур Αρδαβουριος «многобожный» от Arta (божество)+ baivar много Алан.и., Предв. алан 5в.н.э.
Ардагдак Αρδαγδακος от ard+ağdak (агъдау) Скиф.и.
Ардар Αρδαρος «рукодержец» от ærdar Скиф.и.
Ардарак Αρδαρακος «рукодержец» ос.алдар Скиф.и.
Ардариск Αρδαρίσκος «рукодержец» ос.алдар Скиф.и.
Ардасен Adasen Осет.и.
Ардахшар Ardæhšar «власть богов» Осет.и.
Арджадасп Ardžadasp Эфтал.и., Предводитель хионитов.
Арджасп Ardžasp Туран.и., ,Вождь туров
Ардонагар Αρδοναγαρος «многолучный»от αρδον-лук Скиф.и.
Ардонаст Αρδοναστος «восьмилучный» Скиф.и.
Арзамайхуа/ Арзимайхуа Ærdzæmajhuæ/ Ærdzimajhuæ Нарт.эп.
Арзанак Arzanaka «вождь» Сaк.и.
Арзын Ardzyn, «природный» Осет.и.
Ариант Αριαντας «арийская сталь» от arya+and Скиф.и., Царь скифов 6в.д.н.э.
Ариапейт Αριαπειθης «арийского вида» от arya+paesa Скиф.и., Царь скифов 5в.д.н.э.
Ариарт Aryart Скиф.и.
Ариасп Aryasp Скиф.и.
Ариган Ærigan «сокол» от warigan Осет.и.
Аримаз Αριμαζας «великий арий» Скиф.и., Вождь скифов
Аристагур Αρισταγωρης «рожденный в стране Ариев» Скиф.и., Царь скифов 5в.д.н.э.
Арифарн Αριφαρνης «арийский фарн» Сарм.и., Царь сираков (фатеев) 4в.д.н.э.
Арих/Орик Αριχος/ Οριχος Скиф.и., сын Царя Ариапита
Аркыз Arqyz Нарт.эп.
Армаг Ærmæg «ручистый», «умелец» Осет.и.
Армадара Armadāra «рукодержец» Сарм.и
Армдарак Αρμδρακος «рукодержец» Скиф.и.
Арнак /Арнаг Αρνακης «дикий» от ос. ærnæg Скиф.и.
Аротфарнч Arotfarnč Согд.и.
Арпан Arpan «небесный страж» от abra-pana Яс.и.
Арпоксай Αρποξαις «повелитель глубин» Скиф.и.
Арс Αρσης «медведь» Скиф.и.
Арсавега Arsavega «потрясающий копьем» Осет.и.
Арсаг Αrsæg «медвежонок» Осет.и.
Арсак Αρσακης «медвежонок» от arsa медведь Сак.и., Царь даев-апарнов 3в.д. н.э.
Арсаком Αρσακομας «любящий медведей» Скиф.и., Вождь скифов
Арсалан Αrsalan «арийский медведь» Алан.и., Аланский Князь 13в.н.э.
Арсам Arsæm «отважный» Алан.и.
Арсамаг/Арсамак Arsæmæg «отважнейший» Алан.и., Осет.и.
Арсамат Arsæmæt «храбрейший» Осет.и.
Арсамух Arsamuh Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 8в.н.э.
Арсау Ærsau «подобный медведю» Осет.и.
Арси Ærsi / Αρσης «медведь» Тохар.и., Осет. и.
Арсит Αρσιθ «медвежонок» Сaк.и.
Арсобинд Arsobind Алан.и., Правнук Аспара
Арсой Ærsoj «медвежонок» Осет.и.
Арсук Arsukas «медвежонок» Алан.и.
Артаман/Артамон Αρθαμον «душа огня», от aθr+man Скиф.и.
Артеваг Artevag «сияющий» Скиф.и., Осет.и.
Артей Artej Согд.и.
Артиемман Αρθιεμμανος «копейщик» от aršti+manu Скиф.и.
Артоваз Αρθοβαζας «священный Арта» Скиф.и.
Артрамуш Wrtrmws «носящий кольчугу» Хорезм.и., Царь Хорезма
Артын Artyn «тридцатый» Осет.и.
Арц Arc «копье» Осет.и.
Арцамаз Arcamaz «великий копейщик» Осет.и.
Арцутан Ærcutan «долговязый», «телом копью подобный» Осет.и.
Арчег Ærčeg Осет.и.
Арчин Ærčyn Осет.и.
Арыг Aryg «молодой» Осет.и.
Аса Αsa Осет.и.
Асабе/Ашабе Asabe/Ašabe Осет.и.
Асаго/Асаг Asago/Asag «настоящий» Осет.и.
Асан Asan Осет.и.
Асана Asanæ Осет.и.
Асандр Asandær Сарм.и.
Асар Ασαρος «безголовый» от a+sara Скиф.и.
Асилдар Asildar «князь асов» Алан.и.
Аскан Askan Массаг.и.
Асог Asog «беспечальный» Осет.и.
Аспак Ασπακος «конник», «наездник»от aspa Скиф.и.
Аспандан Ασπανδανος «имеющий стальных коней» Скиф.и.
Аспар Aspar «наступающий» от spar наступать Алан.и., Предв. алан 5в.н.э.
Аспарук Ασπαυρουκις «имеющий светлых коней» от aspa + rauka Алан.и.
Аспаурук Ασπαυρουκς от aspa+rauka Алан.и.
Аспурак Aspurakes «имеющий светлых коней» Алан.и.
Аспург Ασπουργος «конемощный» от aspa+uγra Сарм.и., Царь Боспора 1в.н.э. из сарматской династии.
Ассон Æsson «происходящий из ассов» Осет.и.
Астан Astæn «восьмой» Осет.и.
Астархан Astarhan «асский правитель» Алан.и.
Асук Asuk Сaк.и.
Асфагур/Аспагур Asfagur/ Aspagur «добывающий коня» Алан.и., Сарм.и.
Асфоруг Ασφωρογος от aspa+rauka Скиф.и.
Атакам Ατακαμ «любящий Ата» Скиф.и.
Атамаз Aταμαζας «великий Ата» от maz Скиф.и.
Атан Atan Алан.и., Царь алан 10в.
Атас Ατασας «бесстрашный» от a+tars Скиф.и.
Атей Ατεας/Αταίας«правдивый» от hatya правдивый Скиф.и., Царь скифов 4-5 вв.д.н.э.
Ати Ατίς «правдивый» от hatya правдивый Скиф.и.
Атлан Аtlan Алан.и.
Атон Aton Алан.и., Царь алан 11в.
Атраг Atrag «потомок Божества Арта (Атра) Алан.и.
Атта Ættæ «наружний» Осет.и.
Аттамаз Ατταμαζας «великий Атта» Скиф.и.
Аудак Audak Алан.и., Царь алан 5в.
Аулох Awloh Осет.и.
Ауразак Αυραζακος от varaza «кабан» Скиф.и.
Ауруастура Αυροαστιρος «великий герой» Скиф.и.
Афарун Afarun Согд.и.
Афах Αφαχος от aspa Скиф.и.
Африг Afrig Хорезм.и., Хорезмшах основатель дин. Афригидов, 4в.н.э.
Афсадак /Афсадаг Æfsadaq /Æfsædæg «насыщающий» Осет.и.
Афсан Æfsæn «железный» Осет.и.
Афсараг Æfsæræg на языке охотников-«волк» Осет.и.
Афтаймак/
Афтеймак Αφθαίμακος/Αφθείμακος «седьмой» Скиф.и.
Афхард Æfhærd «ущербный» Осет.и.
Афцаг Æfcæg Осет.и.
Афшар Æfšær на языке охотников-«волк» Сак.и., Нарт.эп.
Афшарон Afšæron на языке охотников-«волк» Нарт.эп.
Ахансак Αχανσακος Скиф.и.
Ахас/Акас Αχασας/ Akas «целый», «невредимый» Скиф.и.
Ахох Ahoh «подобый горам» Осет.и.
Ахсара Æhsaræ «доблестный» Осет.и.
Ахсарат Æhsarat «доблестный» Осет.и.
Ахсин Ahsin «властный» Алан.и.
Ахтанаг Æhtænæg Осет.и.
Ахтар Ahtær Осет.и.
Ахшал Æhšal «доблестный» Осет.и.
Ахшалтаг Æhšæltæg «доблестнейший» Осет.и.
Ахшар Ahšar от ksathra – мощь, доблесть Нарт.эп.
Ахшарт Æhšart «доблестный» Нарт.эп.
Ахшартаг Æhšartæg «доблестнейший» Нарт.эп.
Ахшартан Æhšartæn «мощнотелый» Нарт.эп.
Ахшин Аhšyn Согд.и.
Ахшнарт Æhšnart «властвующий над мужами» Нарт.эп.
Ахшнартаг Æhšnærtæg «властвующий над мужами» Осет.и.
Ахшон Æhšon «властный» Нарт.эп.
Ахшунвар / Вахнушвар Ahšunwar «властелин» Эфтал.и., Царь эфталитов 5в.н.э.
Аца Aca/Acæ Нарт.эп.
Ацаг Αcæg «истинный» Осет.и.
Ацамаз/Ачамаз/ Атамаз Acæmæz/Ačæmæz «великий Аца» Нарт.эп., Осет.и.
Ацати Acati Осет.и.
Ацынаг Acynæg Осет.и.
Ашкаджавар Aškadžavar Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 5в.н.э.
Ашкаджамук Aškadžamuk Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 5в.н.э.
Ашхадар Ašhadar «имеющий власть» Алан.и., Царь алан 4в.н.э.
Бабаз/Бабас Babaz / Babas возм. от babyž Осет.и.
Бабай Babaj «предок», ср. бог скифов Папай Языг.и., Осет.и., Вождь языгов в Паннонии, 5в.н.э.
Бабат Bæbæt Осет.и.
Бага Βαγης «божественный» от baga бог Скиф.и.
Багара Bağæra Осет.и.
Багатар Bæğatyr/ Bæğatær «храбрый»; «божественный юноша» от baga+tar Алан.и., имя Царей Алании 5, 9, 13в.н.э.
Багауарза Βγw´rz «любимый богом» от baga+warza Согд.и.
Багдосау Βαγδοσαυος «очень счастливый» Скиф.и.
Багдох Βαγδοχος от baxta удел, счастье Скиф.и.
Багефарн Β´γyp´rn «божественный фарн» Согд.и.
Баги Baği «божественный» от baga бог Осет.и.
Баги Βαγης /Βαγιος «божественный» от baga Скиф.и.
Багодз / Багодза Bagodz / Bagodza Осет.и.
Багра Bagra Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 4в.н.э.
Бадаг/Бадак/Падаг Βάδαγος/Βάδακης/Πάδαγος «сидящий» ос. Бадæг Скиф.и.
Бадайнаг Bædæjnag «бравый, молодец» Осет.и.
Бадал Badæl Осет.и.
Бадзай Badzaj Осет.и.
Бадзи Badzi Осет.и.
Бадола Bædolæ «цыпленок» Осет.и.
Бадур Bædur «цыпленок» от ос. бадул Алан.и., Аланский Князь 13в.
База Baza Алан.и.
Бази Bazi Осет.и.
Базук Bazyk «плечистый» ос. базыг, ир.bāzu Алан.и., Царь алан 1в.
Базыр Bazyr Осет.и.
Базырган Bazyrgan Осет.и.
Байсан Bajsan Осет.и.
Байт Bajt Нарт.эп.
Байуараспа Βαιορασπος «имеющий много коней» от baivaraspa Скиф.и.
Байуармайа Βαιορμαιος «многорадостный» от baivarmaya Скиф.и.
Баксаг Βάξαγος «терпеливый»; «наделенный» Скиф.и.
Баланд Baland «высокий» Согд.и.
Балаш Balaš Массаг.и.
Бало Balo от bal-«военная дружина» Осет.и.
Балсаг/Балцаг Balsæg/Balcæg «участник балца» Осет.и., Нарт.эп.
Балхон Balhon «созывающий дружину», «предводитель» Осет.и.
Бана Βανας «дневной» от bānu Скиф.и.
Банадасп Βαναδασπος «укротитель коней» от van(побеждать)+aspa Языг.и., Царь языгов 2в.н.э.
Банай Banaj Языг.и., Царь языгов, 5в.н.э.
Баначкар B´n´čkr «светлоликий» Согд.и.
Бараг Bæræg «заметный» Осет.и.
Баразг Bæræžg Осет.и.
Барак Barak «всадник» Алан.и.
Баракад/Баракадра Barakad «изобильный» возм. от бар-воля, власть Алан.и., Соправитель Царя алан 1в.н.э.
Баран Baran «вольный» Осет.и.
Барата Barata Осет.и.
Бараш Baræš «наделенный волей» Осет.и.
Бардзим Bardzim «высокий» Осет.и.
Бардзин Bardzin «возвышенный» Осет.и.
Барз Barz «высокий» Осет.и.
Барзасака ΒΟΡΖΟΣΑΓΓΟ «высокий олень» Бактр.и.
Барзондизад Βαρζαοανδοιζαδο «высокое божество» от bærzond izæd Бактр.и.
Барлах Barlah «бедовый» ос. бæллæх-беда Алан.и., Царь алан 5в.
Баро BAPO «наделенный властью» Согд.и.
Барсаг/Балсаг Barsæg/Balsæg Нарт.эп.
Барталаг Bærtælæg Осет.и.
Барцаг Barcag Осет.и.
Бастак Βαστακος «местный, земной» bæstag Скиф.и.
Бата Bætæ Осет.и.
Батаг /Гатаг Bætæg/ Gætæg Осет.и., Нарт.эп.
Батай Bataj Осет.и.
Батар Batær Осет.и.
Батраз/Батрадз Batraz/Batradz Нарт.эп.
Батуза Batuza Осет.и.
Бахдок Βαγδοκος «счастливый» от baxtavahu Скиф.и.
Бахрам Bahram «победоносный» Хорезм.и.
Бахтасау Βαγδόσαυος «очень счастливый» от baxta+syava Скиф.и.
Бахшаг Bahšag «терпеливый» Скиф.и.
Беварасп Bevarasp «имеющий много коней» Туран.и.
Бевка Bevka Языг.и., Царь языгов, 5в.н.э.
Бега Bega Осет.и.
Бегаза Begaza Осет.и.
Бедзен Bedzen Нарт.эп.
Бедзенаг Bedzenæg Нарт.эп.
Бедсисар Bedsisar Осет.и.
Беегзан Beegzan Языг.и.
Бежан Bežan Осет.и.
Бекир/Бечир Bekir/Bečir Осет.и.
Бекузар Bekuzar Осет.и.
Беорапсад Βεοραψαδος «имеющий великое войско» от baivar+spāda Скиф.и.
Беорг/Беоргар Beorgus «имеющий много крупного скота» от baivar+gau Алан.и., Царь алан 5в.
Берд Berd Осет.и.
Беса Besa Осет.и.
Бесол Besol Осет.и.
Бестол Bestol Осет.и.
Беци Becy Осет.и.
Бзар Bzar Осет.и.
Биазр Biazr Осет.и.
Бибил Bibil Алан.и., Аланский Князь 13в.н.э.
Бибо Bibo Осет.и.
Бибор Bibor Осет.и.
Бибыц Bibyc Нарт.эп.
Биварсар Bywrsr «многоголовый» Хорезм.и., Царь Хорезма 4в.н.э.
Биган Biğan Осет.и.
Бида Bida Осет.и.
Бидар Bidar Осет.и.
Бидаш Bidæš Осет.и., Нарт.эп.
Бидзих Bidzih Осет.и.
Бидса Bidsa Осет.и.
Билар Bilar Осет.и.
Бимбалар Bimbalar Осет.и.
Бимболат Bimbolat Осет.и.
Бираг Biræğ «волк» Осет.и.
Бист Bist Осет.и.
Бисфан Bisfan Сaк.и.
Битар Bitar Нарт.эп.
Бицерах/Бичерах Bicerah/Bičerah Осет.и.
Боар Boar Алан.и.
Бодар Bodar Алан.и., Аланский Князь 13в.н.э.
Болат Bolat «стальной, булатный» Осет.и.
Болох Boloh «бедовый» Алан.и.
Болхаш Bolhaš Сaк.и.
Бон Bon «день» Осет.и.
Бондогаз/Бандагаз Bondogaz/Bandagaz Языг.и.
Бор Βορυς «желтый,богатый» Скиф.и.
Бора Bora «желтый,богатый» от ос. бура, бур Нарт.эп.
Бораган Boragan Осет.и.
Борадзан Boradzan Осет.и.
Борак Βωρακυς «желтый,богатый» Скиф.и.
Боран Boran «богатый» Осет.и.
Борасп Βορασπος «имеющий буланых коней» Скиф.и.
Боропсадз Βωροψαζος «имеющий большое войско» Скиф.и.
Борса Borsæ Осет.и.
Борсаент Borsaənt Сaк.и.
Бостагон Βοσταγων от upasta место, страна Скиф.и.
Боташ Botaš Осет.и.
Бохас Bohas Массаг.и.
Бравик Brwyk Хорезм.и., Хорезмшах
Братак Βραδάκης / Βράδακος от brātaka-rvad Сарм.и.
Братарвахш Bratarvahš «добрый брат» Туран.и., туранец убивший Заратуштру за вероотступничество
Будакен Budaken Сaк.и.
Будзумар Budzumar Нарт.эп.
Будзуна/Гудзуна Budzuna/Gudzuna Осет.и.
Бузгар Buzgar Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 7в.н.э.
Бука Buka Языг.и., Царь языгов,5в.
Бур Bur «желтый, богатый» Осет.и.
Буракан/Бурукан Burakan/Burukan Алан.и., Аланский Князь 14 в.н.э.
Бурафарныг/ Борафарныг Boræfærnyg/Buræfærnyg «изобильный Бора», «наделенный фарном Бора» Нарт.эп.
Бургал Burgal «рыжий бык» Осет.и.
Бургун Burgun «рыжеволосый», «блондин» Осет.и.
Бургур Burgur «рожденный рыжим» Осет.и.
Бури Buri «блондин» Осет.и.
Буриберди Buriberdy Алан.и., Аланский Князь 14в.н.э.
Бурсар Bursar «рыжеголовый» Осет.и.
Буртаг Burtag «одетый в желтое» Осет.и.
Буца Buca Осет.и.
Бхумака Bhumaka Сак.и., Царь саков из дин. Кшатрапов
Бырнац Byrnac Осет.и.
Вазамар Wzm΄r Хорезм.и., Царь Хорезма 3в.н.э.
Вазасвадин Vazasvadin Хорезм.и.
Вазудэва ΒΑΖΟΔΗΟ «священное божество» Кушан.и., Царь кушан 2в.н.э.
Ванадасп Βανάδασπος «укротитель коней» от van+aspa Скиф.и.
Вараз Wæraz «кабан» Сарм.и.
Вараз Varaz Эфтал.и., Царь эфталитов 6в.н.э.
Варазмак Varazmak Алан.и.
Варазман Varazman Алан.и.
Варахран Varahran Согд.и.
Вари Vari «сокол» Осет.и.
Варикан Varikan Осет.и.
Вархтанг/Вахтанг Warhtang/Vahtang «имеющий волчье тело» Сарм.и.
Вархуман Varhuman Согд.и.
Васишка / Васшитха Vasiška Кушан.и., Царь кушан 2в.н.э.
Вахгокан Vahgokan Согд.и.
Вахзанак Vahzanak «имеющий хорошее потомство» Согд.и.
Вахунтак Vahuntak Хорезм.и.
Ваюка Vayuka Скиф.и.
Вгашефарн Wgašefarn Согд.и.
Вибо Vibo Кушан.и.
Вий Βιίυς/Vijus Согд.и.
Вима-Кадфиз Vima-Kadfiz Кушан.и., Царь кушан 1в.н.э.
Вима-Такто Vima-Takto Кушан.и., Царь кушан 1в.н.э.
Витак Βιδακης «коренной» от waitāka- корень Скиф.и.
Виштаспа Vištaspa «имеющий быстрых коней» Туран.и., Царь туранцев
Водразмак Vωδrzmk Согд.и.
Вонон Vonon Сак.и., Царь саков 1в.
Вэсак Vəsak Туран.и.
Габа Gaba Осет.и.
Габал Gabæl Осет.и.
Габара Gæbærа «плешивый» Осет.и.
Габис Gabys Осет.и.
Габиц Gabyc Осет.и.
Габули Gabuli «дитятко» Осет.и.
Гавди Gavdi «желанный» Осет.и.
Гагудз Gagudz Осет.и.
Гада Gæda Осет.и.
Гадаг Gædæğ Осет.и.
Гадак Gadæk Осет.и.
Гадахара Gadahara Кидар.и., Царь Кидаритов (Малые Кушаны) 4в.н.э.
Гадик Γαδικος «лжец», «обманщик», ос. gady Скиф.и.
Гадикей Γαδικειος «лжец»,«обманщик», ос. gady Скиф.и.
Газдан Gæzdæn Осет.и.
Газдар Gæzdær Осет.и.
Газук Gazuk Сaк.и.
Гайти/Гайто Gajti/Gajto Осет.и.
Галаг Galag «бычок» Осет.и.
Галаз Galaz Осет.и.
Галау Galau «подобный быку» Осет.и.
Галгон/Халгон Galgon/Halgon Осет.и.
Галиуаг Galiuæg «левша» Осет.и.
Галон Galon «бычий» Осет.и.
Галык Galyk «бычок» Осет.и.
Гамбол Gambol Осет.и.
Гаппаг Gæppag «прыгун» Осет.и.
Гарпаг Garpag Сак.и., Массаг.и.
Гасдег Gasdeg Осет.и.
Гастей/Гасти Гαστεις, Γαστης «гость» от gasti Скиф.и.
Гатаг Gætæg « речной дух» Осет.и.
Гатал Gatal Сарм.и., Царь сарматов 2 в.д.н.э.
Гау Γαος «бычий» от gau Скиф.и.
Гаутама Gautama, от авест. gau- кр. рог.скот. Сaк.и.
Гацал Gacal Осет.и.
Гацир Gacyr Осет.и.
Гезандар Gezandar Сарм.и.
Гекки Gekki Осет.и.
Гелон Gelon Скиф.и.
Герасп Gerasp Алан.и.
Гесандр Gesandr Языг.и., Царь языгов 1в.н.э.
Гетагаз/Джетагаз Getægæz / Jetæğæz Осет.и.
Гигиан/Дадиан Gigianos/Dadianos Алан.и., Царь алан 1в.
Гиго Gigo Осет.и.
Гидарн Gidarn Сaк.и.
Гиркон Girkon Алан.и.
Гистан Gistan Сaк.и.
Гнур Gnur , Отец Анахарсиса и Савлия. Скиф.и., Царь скифов 7-6вв.д.н.э.
Гоар Goar «добывающий скот» от go+ar Алан.и., Царь алан 5в.
Годосау Γοδοσαυς «с черным умыслом», от guta+syāva Скиф.и.
Гозар Gozar «имеющий золотой скот» Алан.и.
Голау Golau Осет.и.
Гондофар Gondofar Сак.и., Царь Сакастана 1в.н.э.
Горгос Γοργοσας «тяжелый на ухо», «глуховатый», от garu+gauša Скиф.и.
Госак Γωσακος, ос.ğōsak «слушающий» Скиф.и.
Госон Γοσων «ушастый», «послушный» Скиф.и.
Готтор Gottor Осет.и.
Готфар Gotfar Эфтал.и., Царь хионитов 6в.н.э.
Гоцъи Goci Осет.и.
Грумбат Grumbat Эфтал.и., Царь хионитов 4в.н.э.
Губар Gubar Осет.и.
Губул Gubul Языг.и.
Гудзуна Gudzuna Осет.и.
Гудти Gudti Осет.и.
Гуйман Gujman Осет.и.
Гулди Guyldi Осет.и.
Гулла Ğulla Осет.и.
Гуллу Gullu от ос. гуыл. рит. пирог Осет.и.
Гулун Gulun от ос. гуыл. рит. пирог Осет.и.
Гунтиаг Guntiag Алан.и.
Гусал Gusal Осет.и.
Гуштаспа/ Гуштасп Guštaspa/ Guštasp «имеющий быстрых коней» Туран.и., Царь Турана, из дин. Кеянидов
Дабол Dabol Осет.и.
Давдаксарт Δαυδαξαρτος «божественная власть» Скиф.и.
Дадаг Δαδαγος «творец», от da-давать Сарм.и.
Дадай Dadaj Осет.и.
Дадакка Dadakka от dada «дед» Осет.и.
Дадыг Dadyg «создатель» Осет.и.
Дакка Dakka Осет.и.
Далосак Δαλόσακος «женоуправляемый» от adari (внизу, под) + os (жена, женщина) Сарм.и.
Данаразмак Δαναραζμακος от dānu+varāza, либо от raz- направлять Сарм.и.
Дандак Δανδακης от danta зуб Сарм.и.
Дандаксарз Δανδαξαρζος от danta зуб Сарм.и.
Дандаксарт Δανδάξαρθος от dantā+xšaθra Сарм.и.
Дандам Δανδαμις Скиф.и.
Дандар Δανδαρης «владеющий рекой» Скиф.и.
Даргавсар Dargavsar «длинная челюсть», на языке охотников-«волк» Нарт.эп.
Даргатава / Тигратава Dargatava/Tigratava «сильный», «мощный телом» Киммер.и.
Даргман Dargman «долговязый» Хорезм.и.
Дасан Dasan «десятый» Осет.и.
Датиан/Дадиан/ Гигиан Datianos/ Dadianos/ Gigianos Алан.и., Царь алан 1в.
Даукуй Dawkuj Осет.и.
Дауыр Dawyr Осет.и.
Дафа Dafa Осет.и.
Дахак Dahak «из дахов» (дахи- название одного из сакских племен) Туран.и.,
Деваштич/Дивасти Devaštič Согд.и., Правитель Согда 7в.н.э.
Дедекка Dedekka Осет.и.
Деденаг Dedenæg «цветок» Осет.и.
Дейока Dejoka Массаг.и.
Джадар Jadaros Алан.и., Аланский Князь 13в.н.э.
Джадарон Jadaron Алан.и., Царь алан 12в.
Джахн Ĵahn «мир» Туран.и., сын Афрасиаба
Джена Jena Осет.и.
Джетагаз / Гетагаз Jetæğæz / Getægæz Осет.и.
Джиргол Jirgol Осет.и.
Джифон Džifon Хорезм.и., Хорезмшах из дин. Афригидов, 8в.н.э.
Джыккай Jykkaj Осет.и.
Дзабай Dzabaj Осет.и.
Дзабол Dzabol Осет.и.
Дзаболат Dzabolat Осет.и.
Дзагур Dzağuyr Осет.и.
Дзама Dzama Осет.и.
Дзамбабай Dzambabaj Осет.и.
Дзанаспи Dzanaspi Осет.и.
Дзанболат/ Дзамболат Dzanbolat/ Dzambolat Осет.и.
Дзанг Dzang Осет.и.
Дзандар Dzandar Осет.и.
Дзандзег/Дзендзег Dzandzeg/Dzendzeg Нарт.эп.
Дзандзирак Dzandzirak Осет.и.
Дзанхот/ Джанхот Dzanhot/ Džanhot Осет.и.
Дзапар Dzapar Осет.и.
Дзарагас Dzaragas Осет.и.
Дзарандзег/ Дзериндзег Dzarandzeg/Dzerindzeg Нарт.эп.
Дзарас Dzaras Осет.и.
Дзарах Dzæræh Осет.и.
Дзарахох Dzæræhoh Осет.и.
Дзардаг Dzærdæg Осет.и.
Дзардак Dzardak Осет.и.
Дзасар Dzasar Осет.и.
Дзасболат Dzasbolat Осет.и.
Дзасболат Dzasbolat Осет.и.
Дзауаг Dzæuæg «ходок» Осет.и.
Дзауар Dzauar Осет.и.
Дзах Dzah «серый» Осет.и.
Дзахот/Дзаххот Dzahot/Dzahhot Осет.и.
Дзацци Dzaccy «глазастый» детское имя Осет.и.
Дзег Dzeg «козленок» Осет.и.
Дзега Dzega «козленок» Осет.и.
Дзендзет Dzendzet Нарт.эп.
Дзеран Dzeran Осет.и.
Дзеранзет Dzeranzet Нарт.эп.
Дзерзе Dzerze Нарт.эп.
Дзех Dzeh «хороший» Осет.и., Нарт.эп.
Дзибу Dzibu «цыпленок» Осет.и.
Дзибукка Dzibukka «цыпленок» Осет.и.
Дзимсер Dzimser Осет.и.
Дзимшер Dzimšer Осет.и.
Дзираг Dzirag Осет.и.
Дзодзабе Dzodzabe Осет.и.
Дзугур Dzugur Осет.и.
Дзудзумар Dzudzumar Нарт.эп.
Дзуцца Dzucca «маленький» Осет.и.
Дзыбын Dzybyn Осет.и.
Дзыбырт Dzybyrt Осет.и.
Дзынд Dzynd Осет.и.
Дибыц Dibyc Осет.и.
Дигис Digis «кот» ос. tikis Осет.и.
Дидин Didin «цветок» Осет.и.
Дидумоксарт Διδυμοξαρθος Сарм.и.
Дитул Διτυλας Скиф.и.
Доде Dode Осет.и.
Додтан Dodtan Осет.и.
Додти Dodti Осет.и.
Дорголел/Дургулел Dorgolel / Durgulel Алан.и., Царь алан 11в.
Досумоксарт Δοσυμοξαρθος от xšaθra Скиф.и.
Доттан/ Додтан Dottan/ Dodtan Осет.и.
Дуараг/Довараг Δουάραγος «стражник» от dvara Скиф.и.
Дугдамми / Тукдамме Dugdammi/Tukdamme «укрощающий силой» от tuh+domag Киммер.и., Вождь киммерийцев (сака-угутум) 8в.д.н.э.
Дуда Duda Осет.и.
Дудар/Додар Dudar/Dodar Осет.и.
Дула Dula Алан.и.
Дуланак Δυλανακης «подобный камню» Скиф.и.
Дуртула Durtula «катящий камень» Осет.и.
Дыгуж Dyğuyž Осет.и.
Ейсгуди Εισγουδιος от guta мысль Сарм.и.
Елахсартон Elahsarton Нарт.эп.
Елдар Eldar «алдар» Осет.и.
Елдза Eldza Осет.и.
Елисбар Elisbar Осет.и.
Еллон Ellon «арий, иранец» Осет.и.
Елтаган Eltagan Нарт.эп.
Елтар Eltar Осет.и.
Емзар Emzar «пойте вместе» Осет.и.
Еналди Enaldi Осет.и.
Еохар Eohar «просоед» от jæw + hwar Алан.и.
Ерахцау Eræhcau «часто ходящий (в балц)» Нарт.эп.
Есен Esen Осет.и.
Есудар Esudar Алан.и.
Еубарнак Εύβαρνακης «хозяин проса» Сарм.и.
Заваг Ζαβαγος «ходок», ос. cæwyn Скиф.и.
Заваги Ζαβαγιος от cyav- идти Сарм.и.
Заидар Zaidar «славу имеющий» Сарм.и.(из плем. аспургиан 1в.н.э.)
Закаран Zakaran «горожанин», от ос. saxaron Языг.и.
Закатч Zakatč Согд.и.
Залиа Zalia Осет.и.
Зандар Zandar Осет.и.
Зантик Ζαντικος «мутрый» от ос. zond Языг.и., Царь языгов 2в.
Зар Zar «золотой» Осет.и.
Заранд Ζαρανδος «старик» Сарм.и.
Зарат Ζαρατος «старик» Скиф.и.
Зардан Zardan Скиф.и.
Зарен Zaren «золотой» Скиф.и.
Зариаспа Zariaspa «златоконный» Сак.и.
Зарин Zarin «золотой» Осет.и.
Зарисар Žarišar «златоглавый» Осет.и.
Зармихр Zarmihr «золотой Митра» Сак.и., Царь Сакастана
Зартир Zartir «золотая стрела» Массаг.и.
Зафир Zafir «сапфир» Массаг.и.
Захxак Zahhak Туран.и., Царь Турана
Захот Zahot Осет.и.
Зеваг/ Зиваг Zevæg/Zivæg «ленивый» Нарт.эп.
Зевак Ζευακος «ленивый», от ос. zivæg Сарм.и.
Зевах Ζευαχος «ленивый», от ос. zivæg Сарм.и.
Зегиман Zegiman «божество покровитель злаков» Нарт.эп.
Зейонис Ζεϊονισης Сак.и., Царь Индо-Сакского царства 1 в.н.э.
Зимайхуа Zimajhuæ Осет.и., Нарт.эп.
Зирин Ζιριν от zaranya золото Сак.и.
Знаган Znagan «вражеский», от ос. æznagon Языг.и.
Зокан Zokan Языг.и.
Зорсин Zorsin Сарм.и., Царь сираков 1в.н.э.
Зудак/Задук Zudak/Zaduk «святой, священный, чистый», от ос. suğdæk Языг.и.
Зурa Ζουρης «сильный» от zura сила Сарм.и.
Игдампай Ιγδαμπαιης Скиф.и.
Игетуйагар Ιγετυαγαρος «сильно мешкающий» Скиф.и.
Идантем Ιδανθεμις Скиф.и.
Идантирс Ιδανθιρσος «со стальными стрелами» Скиф.и., Царь скифов 6в.д.н.э.
Иездаг Ιεζδαγος «божественный» Сарм.и.
Иездрад Ιεζδραδος «божественный» Сарм.и.
Инисмей/ Иненсимей Inismej/Inensimej Сарм.и., Царь сарматов 1в.н.э.
Инсазаг Ινσαζαγος «двадцатый» от ос. insæzæg Сарм.и.
Иодманган Iodmangan «тщедушный» Алан.и.
Ираг Irag Осет.и.
Ирак Ήρακας «ариец» от arya-ka Сарм.и.
Ирамбуст Ιραμβουστος от ambust возвеличенный Сарм.и.
Ирбид/ Ирвид Ιρβιδος «бреющий»от brin- стричь Скиф.и.
Иркай Irkaj Согд.и.
Исварадатта Isvaradatta Сак.и., Царь из дин. Кшатрапов
Итаз Itaksis «вдовец», от ос. idædz Осет.и., Царь алан 8в.
Итар Itar Осет.и.
Ишпакай Išpakai «пес» от špaka Скиф.и., Царь скифов 7в.д.н.э.
Йавак Ιαυακος «имеющий просо» от yava Сарм.и.
Йазадаг/Язадаг Ιαζαδαγος от yazata божество Сарм.и.
Йазадай/Язадай Ιαζαδαίος от yazata божество Сарм.и.
Йасанданак/ Ясанданак Ιασανδανακος от as(асы)+andan(сталь) Сарм.и.
Йасанданак/ Ясанданак ΄Ιασανδανακος «стальной ас» Скиф.и.
Йатрагор/Ятрагор ΄Ιατραγορας «ищущий огонь» ос. art+agūr Скиф.и.
Йафаг Ιαφαγος от yap- нагонять Сарм.и.
Йафаг/Яфаг ΄Ιαφαγος «догоняющий» Скиф.и.
Йездай Ιεζδαίος от yazata божество Скиф.и.
Йездрад Ιεζδραδος от yazata божество Сарм.и.
Йерахсау Jeræhsau Нарт.эп.
Йесгуди Είσγουδιος от jes+guta «божий умысел» Сарм.и.
Йода Ιωδας «душевный» от i+od душа Сарм.и.
Йодесмаг Ιωδέσμαγος «душевный» Сарм.и.
Йодманган Jodmangan от mang (ложный)+od(душа) Сарм.и.
Йодхшетака Iodhšetaka Согд.и., Царь Согда 7в.
Кабыс K´æbys «коренной» Осет.и.
Кавад Kavad Сaк.и.
Кавдын Kavdyn «щенок» Осет.и.
Кавтия/ Кавция Kavtiya/Kavciya «щенок» Алан.и., Царь алан 11в.
Каданак Καδανακος «заика» от kazanak Сарм.и.
Кадарахснаг Kadaræhsnæg «леной дух» Осет.и.
Кадгин/Катигин Katigin «достойный чести»от ос.kædğin Алан.и., Аланский Князь 14в.н.э.
Кадзах Kædzæh «скала» Осет.и.
Кадох Qadoh «леной дух» Осет.и.
Кадсар Kadsær «глава леса» Осет.и.
Кадуин Καδουιν от kаd – «честь» Скиф.и., Царь скифов 6 в.д.н.э.
Кадфиз Kadfiz от kаd – «честь» Кушан.и.
Казар/Касар Kazar/Kasar Осет.и.
Казара Kazara Осет.и.
Кайнаксарт Καιναξαρθος «доблестный в мести» Скиф.и.
Кайт Kajt Нарт.эп.
Кайтар Qajtar «герой» Нарт.эп.
Кал Qal «гордый» Осет.и.
Калак Καλακος Скиф.и.
Калау Kalau «осленок» Осет.и.
Калман Kalman Осет.и.
Калок/Калог Qaloq/Qalog от ос. qal Осет.и.
Калтур Qaltur от ос. qal Осет.и.
Камбол/ Камболат Kambol/ Kambolat Осет.и.
Кандак Kandak Алан.и., Царь алан 4в.
Кандакон Kandakon Алан.и.
Канданон Kandanon Алан.и.
Кандз/Чандз Kandz/Čandz Нарт.эп.
Кандил Qændil «жук» Осет.и.
Каник K΄nyk Хорезм.и., Царь Хорезма
Канит Κανιτα/Kanites Скиф.и., Царь скифов 3-2вв.д.н.э.
Канишка Kaniška от «kaništaka» Кушан.и., Царь кушан 2в.н.э.
Карадзау Qaradzau Осет.и.
Каракст Καραξτος Скиф.и.
Караруй Kαραρυες Сарм.и.
Караст Καραστος от hara(осел)+asta(восемь) Скиф.и.
Кардан/Картан Kardan/Kartan/Qardan Алан.и., Осет.и.
Карддамак Karddamak Туран.и., Правитель Сакастана
Карддамака Karddamaka Сакский правящий род в Сакастане и Зап.Индии 1-4вв.н.э.
Кардзи Καρζεις «тощий, крепкий» от ос. karz Скиф.и.
Карди Καρδιος от karta меч Скиф.и.
Карзоаз Καρζοαζος от karsa(резкий)+vac(слово) Скиф.и.
Карс Καρσος от karsa резкий Скиф.и.
Картас Karθasis «Асский меч» от karta+ās Скиф.и., Царь скифов 4вв.д.н.э.
Касаг Κασαγος «дозорный» от kas- смотреть Скиф.и.
Касак Κασακος от kas- смотреть Скиф.и.
Касбол Kasbol Осет.и.
Катен Katen «домашний» Сaк.и.
Катиар Κατιαρης «добывающий славу» Скиф.и.
Катиары Κατιαροι Скиф. род, происх. от Арпоксая
Катулф Katulf Эфтал.и., Царь эфталитов
Кафанаг Καφαναγος от ос. kaf-рыба Скиф.и.
Кафар Kafar «рыбу добывающий» Осет.и.
Кафт Κεφθος от kapa рыба Скиф.и.
Качир Kačir Алан.и., Вождь алан 13в.
Кермен Kermen «герой» от др.ир. kerman Осет.и.
Кертан Kertan Осет.и.
Кидара/ Кидолу Kidara/Kidolu Тохар.и., Вождь эфталитов 4в.н.э., Князь юэджей 2в.д.н.э.
Кидрей Kidrej Сaк.и.
Кизо Kizo Алан.и., Вождь алан 2в.
Кимерий Κιμεριος «киммериец» Скиф.и.
Кинахшар Kinæhsaræ «доблестный в мести» Осет.и.
Кинексарт Κηνεξαρθος от kaina+xšatra Скиф.и.
Кинтал Kintal Алан.и., Царь алан-рухсов 12 в.н.э.
Кипанада Kipanada Кидар.и.,Царь Кидаритов (Малые Кушаны) 4в.н.э.
Кобол Kobol Осет.и.
Кобор Kobor Осет.и.
Кобос Κωβος Киммер.и., Вождь киммерийцев
Кодал. Qodal Осет.и.
Кодор Kodor Осет.и.
Колаксай Κολαξαις «царь-солнце»от xsay сиять Скиф.и., сын Таргитая
Коландак Κολανδακης Скиф.и.
Кордар Kordar «мечедержец» Алан.и.
Кори/Кора Kori/Kora «мячу подобный» Осет.и.
Коттор Kottor Осет.и.
Коудзай Κουζαιος ос. kuydz Скиф.и.
Кофарн Κοφαρνος от hu+farn Скиф.и.
Ксайфарнаг Ξεφαρνουγος «сияющий властью» Сарм.и.
Ксандеш Ksandeš Кидар.и.,Царь Кидаритов (Малые Кушаны) 4в.н.э.
Ксиссагар Ξησσαγαρος от hsas (шесть) + saka (олень) + ar (добывать) Скиф.и.
Кубады Kubady Осет.и.
Кубали Kubali Осет.и.
Кудза Kudza «собака» Осет.и.
Кудзаг Kudzæg «собачий» Осет.и.
Кудзиго Kudzigo «щенок» Осет.и.
Кудзула Кадфиз KOΖΟΛΑ KΑΔΑΦΕ Кушан.и., Царь кушан 1в.н.э.
Кузай Κουζαιος от kuti собака Сарм.и.
Кузан Kuzan «собачий» Осет.и.
Кукей Kukej Сaк.и.
Кукуш Kukuš Осет.и.
Кул Qul «альчик» Осет.и.
Кулой Kuloj «подобный альчику» Осет.и.
Кулу Kulu «альчик» Алан.и., Аланский Князь 14в.н.э.
Кундз Kundz Осет.и.
Кунхаз Kunhaz Сaк.и.
Курдан Kurdan Осет.и.
Курсук Kursuk Сaк.и.
Куртагон Kurtagon Осет.и.
Кусайон Κυσαιον от kuti собака Сарм.и.
Кусу Κουσους от kuti собака Сарм.и.
Куцикк Kucykk Осет.и.
Кушаг Kušæg «работящий» Осет.и.
Кушагон Kušægon «работник» Осет.и.
Кушан Герай Kušan Geray Кушан.и., отец Кудзулы Кадфиза 1в.н.э., осн. дин. Великих Кушанов
Куыдзаг Kuydzæg «собачий» Осет.и.
Кхарасп Kharaspes «сероконный» от har+aspa Скиф.и.
Кшатрап Kšatrap Сaк.и.
Кшатрапы Kšatrapy Сакский правящий род в Сакастане 1в.н.э.
Кшахараты Kšaharaty Сакский правящий род в Сакастане и Зап.Индии 1-3вв.н.э.
Кылыц Kylyc Осет.и.
Лаг Læg «человек» Алан.и.
Лагмар Λαγμαρος «мужеубийца» Сарм.и.
Ладжи Lædžy «мужественный» Осет.и.
Лалау Lalau, «подобный рубину» от lal Осет.и.
Лалосак Λαλοσακος Скиф.и.
Ларзан Larzan Языг.и.
Лейман Λειμανος «друг» от friman друг Скиф.и.
Лигдам Λιγδαμις Киммер.и., Царь киммерийцев 8 в.д.н.э.
Лик/Линк Λικος/Λινκος Скиф.и., Царь скифов 5в.д.н.э.
Лиман Λιμανος «друг» Сарм.и.
Лимнак Λιμνακος «друг» Сарм.и.
Липоксай Λιποξαίς «повелитель гор» Скиф.и.