Известно, что, будучи аграрной, Южная Осетия в 1925-1930 гг. оставалась экономически отсталой. Воз-
никала необходимость в создании основ социалистической промышленности. Однако за весь довоенный пе-
риод в Южной Осетии не было построено ни одного сколько-нибудь крупного предприятия фабрично-
заводской промышленности. И это не удивительно, поскольку на промышленное строительство в Южной
Осетии Грузия отпускала мизерные средства. И хотя экономическое положение в регионе становилось не
раз предметом обсуждения руководящих органов Грузии, к положительным переменам для области это не
приводило. Так, декабрьский (1926 г.) Пленум ЦК КП(б) Грузии вынужден был констатировать: «Если взве-
сить на всех весах, какие достижения имеются в Осетии (Южной – авт.), то нам придется стыдиться»
[4, c. 2]. Здесь же было отмечено, что по Грузии на душу населения приходилось по бюджету 9,3 руб., в Аб-
хазии – 5,6 руб., в Аджарии - 7,3 руб., а в Южной Осетии – 4,2 руб. [Там же]. Намечая программу экономи-
ческого возрождения Южной Осетии, Пленум выдвинул лозунг: «Лицом к Осетии!». Казалось бы, что после
столь самокритичной констатации фактов и принятия радикальных решений руководство Грузии должно
было вплотную заняться проблемами экономического развития региона, искоренив при этом «дифференци-
рованный» подход в решении проблем социально-экономического развития национальных меньшинств Гру-
зии, и в том числе южных осетин. Но факты свидетельствуют об обратном. Июньский Пленум ЦК КП(б)
Грузии в 1928 г. вынужден был вновь констатировать, что «по Юго-Осетии на душу населения отпускается
9 руб. 20 коп., а по Грузии без Тифлиса 15 руб.» [Там же, c. 3]. Поскольку Южная Осетия была наиболее от-
сталой областью в Грузии, Пленум принял решение «отпускать на нее средств больше». Однако оно мало
что изменило к лучшему в экономике Южной Осетии. Не произошло положительных перемен со стороны
республиканских властей к ней и в последующие годы. Руководители менялись, а положение оставалось
прежним. Такое же отношение наблюдалось и в аграрном секторе экономики Южной Осетии.
Проводимая в 40-е гг. политика экономической дискриминации населения Южной Осетии продолжалась
и даже усилилась в 50-е гг., о чем свидетельствуют следующие цифры: если до 1950 г. облагаемая площадь
Южной Осетии определялась в 80 тыс. га, то с 1950 г. она возросла до 217 тыс. га. Это было достигнуто пу-
тем отнесения правительством Грузии к облагаемой площади Южной Осетии и тех зимних пастбищ, кото-
рыми пользовалась область в Ставропольском крае. Путем такой манипуляции резко повысились плановые
задания животноводов Южной Осетии, которые практически невозможно было выполнить.
В отношении Южной Осетии республиканские власти практиковали «дифференцированный» подход в
планировании народного хозяйства. Механизм такого подхода заключался в том, что план сдачи зерна уста-
навливался и тем горным районам, где пшеница никогда и не произрастала, или сдачи яиц для районов, в
которых никогда не было никаких условий для развития птицеводства. Особенно четко «дифференцирован-
ный» подход руководства Грузии проявлялся при планировании народного хозяйства по районам республи-
ки. Так, план сдачи мяса с гектара облагаемой площади на 1951 г. был установлен: для Цхинвальского рай-
она – 11,9 кг, а соседнего Горийского – 8,6 кг, Джавского – 10,1 кг, соседнего же Казбекского – 7,6 кг, Зна-
урского – 11,7 кг, а соседнего Карельского – 9,4 кг, Ленингорского – 11,3 кг, соседнего же Душетского –
7,9 кг [Там же]. Подобная политика экономической дискриминации осетинского крестьянства привела к
нищете и разорению сельского населения области.
В 70-80-е гг. ХХ в. как таковых изменений в социально-экономической сфере Юго-Осетии не произош-
ло. Так, если расходная часть республиканского бюджета в XII пятилетке имела тенденцию к росту на уров-
не 7-8%, то в Юго-Осетии она практически была заморожена. Если в середине 1980-х гг. этот показатель со-
ставлял 96,4-95,9%, то в 1990 г. он составил 103,6% [3, д. 26, л. 16]. Причем замораживание бюджета проис-
ходило на фоне роста основных показателей хозяйственной деятельности Юго-Осетинской автономной об-
ласти. В результате республиканской дискриминационной социально-экономической политики качество
жизни в Юго-Осетии отставало от среднереспубликанского уровня в 2-2,5 раза; естественный прирост насе-
ления уменьшился в 2,2 раза. Фонды потребления основных продуктов питания в области были занижены
по сравнению со среднереспубликанскими, несмотря на то что автономная область производила многие из
них на уровне, превышающем среднереспубликанское производство (мясо – соответственно 27,8 и 19,5 кг,
молоко – 88,9 и 56,6 кг) [Там же, л. 17].
С 1974 по 1988 г. под руководством ГССР было принято шесть постановлений по социально-
экономическому и культурному развитию Юго-Осетинской автономной области. Характерной особенно-
стью этих правительственных постановлений было то, что в каждое последующее постановление включа-
лись те же мероприятия, которые не были выполнены из предыдущего. Выполнению подлежали лишь те из
них, которые не требовали вообще правительственного вмешательства [5, c. 87].
Не изменяется социально-экономическая политика Южной Осетии и в условиях «независимости» Гру-
зии. 20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР принял концепцию экономической самостоятельности респуб-
лики, в которой автономная область Южной Осетии не фигурировала вообще и была приравнена к испол-
комам местных Советов [4, с. 109]. Согласно этой концепции Южная Осетия оставалась в прежнем социаль-
но-экономическом положении и переходила к территориальному хозрасчету не только без дополнительных
инвестиций, как это предусмотрено было союзной концепцией, но и с продолжающимся изъятием ее доходов.
В результате окончательно закрепился комплекс «иждивенчества», культивирующийся в республике с мо-
мента образования Юго-Осетинской автономии с целью дискредитации ее сущности.
Аналогичная политика проводилась руководством Советской Грузии по отношению к Южной Осетии в
области культуры и образования. В первой половине ХХ в. осуществлялась неприкрытая культурная дис-
криминация южных осетин, продолжающаяся вплоть до конца столетия. В конце 1930-х и в 1940-е годы
грузинская элита осуществила в отношении Южной Осетии этнокультурную экспансию. Тому свидетельст-
во поэтапно проведенная в Южной Осетии «школьная реформа». В 1939 г. Юго-Осетинская автономная об-
ласть была переведена на грузинскую графику. До 1944 г. в общеобразовательных школах Южной Осетии
обучение велось на осетинском и русском языках (не считая грузинских школ). По предписанию из республи-
ки 4 августа 1944 г. местные власти без учета мнения общественности автономной области с 1944-1945 учеб-
ного года обучение в средних и восьмилетних общеобразовательных школах области перевели на русский и
грузинский языки, запретив тем самым преподавание на осетинском языке (родному языку осетинские дети
могли учиться только в начальных классах) [6, c. 26]; преподавание на русском языке велось всего лишь в
нескольких школах области. Такая политика грузинского руководства преследовала цели грузинизации и
практической ассимиляции южных осетин; эти меры могли привести, без всякого сомнения, к открытому
конфликту между двумя этносами, и в случае отсутствия регулирующей роли России он бы принял доволь-
но крупные масштабы. И хотя все эти незаконные акции грузинского руководства были отменены после
ареста Л. Берия, общий курс на насильственную ассимиляцию осетин сохранился, что в принципе послужит
одной из причин грузино-осетинского конфликта 1989-1992 гг. [1, с. 7].
Тедеева Ульяна "Южная Осетия в составе СССР".
_____________________________
К истории вопроса.
Зарегистрирован: 5.03.2011 ICQ: --
#7 Написал: Туко (Сегодня, 11:00)
Откуда: --
Комментариев: 1138
Сельское хозяйство.
26 июля 2012 г.
Сельскому хозяйству Правительством уделяется большое внимание. Вопросы восстановления и развития аграрного сектора рассматривается как наиболее важный из приоритетов экономической политики Правительства РЮО. Восстановление сельскохозяйственного производства будет способствовать развитию предпринимательства на основе создания малых и средних предприятий по переработке агропродукции.
Республика обладает достаточными ресурсами развития агропромышленного комплекса. Уникальный ландшафт и климатические условия позволяют на сравнительно небольшой территории обеспечить многопрофильное и высокопроизводительное аграрное производство. В 2011г. в рамках Инвестиционной программы агропромышленной отрасли было выделено 338,880 млн.руб., в том числе для развития:
молочного животноводства - 130,419 млн. руб.;
мясного животноводства - 58,295 млн. руб.;
ветеринарии - 1,5 млн.руб.;
кормопроизводства - 16,425 млн.руб.;
овощеводства - 5,246 млн.руб.;
садоводства - 35,147 млн. руб.;
комплекса перерабатывающих производств - 84,537 млн. руб.;
терминала для хранения и реализации продуктов питания - З7,350 млн. руб.;
комбикормового завода - 10,000 млн. руб.;
рыболовства - 5,547 млн.руб.
пчеловодства - 1,764 млн. руб..
Однако полученные финансовые средства использованы неэффективно и на сегодняшний день пока не получены положительные результаты от использования инвестиций. По статистическим данным, итоги работы за 2011г. хуже 2010 г.
Основные проблемы отрасли остаются прежними:
- Отсталость материально-технической базы и технологий сельскохозяйственного производства;
- Сокращение трудоспособного населения в сельской местности;
- Неполная обрабатываемость сельскохозяйственных угодий;
- Снижение поголовья крупного рогатого скота;
- Низкий уровень развития таких отраслей, как разведение овец и коз, птицеводства, виноградарства, выращивание овощей и фруктов.
Очевидно, что полностью задействовать уникальный природный потенциал РЮО невозможно без достаточного оснащения агропромышленного комплекса современной высокопроизводительной техникой. Имеющаяся в наличии техника недостаточна для обработки сельскохозяйственных угодий. В целом оснащенность сельского хозяйства техникой в отчетном году повысилась.
Для справки:
Общая площадь земель по землепользователям в республике составляет 309931 га. Площадь сельхозугодий составляет 84070 га, из них пашни - 13112 га, пастбища - 64293 га, сенокосы - 6665 га.
В 2011г. полученная продукция сельского хозяйства по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 15797тыс. руб. (31%) и составила 7193,7 тыс. руб., в том числе продукция растениеводства - 3462,9 тыс. руб. и продукция животноводства - 3730,7 тыс. руб.
Растениеводство
За 2011г. в хозяйствах республики посеяно зерновых и зернобобовых культур на площади 707 га (2010 г.- 793 га), в том числе озимая пшеница - 530 га (2010 г. - 431га), ячмень яровой 165 га (2010 г. - 322 га), овес 12 га (2010 г.- 40 гa).
Из общей площади посевов (707га) общественными хозяйствами посеяно 267 га, а фермерскими хозяйствами - 440 га. За отчетный период валовой сбор зерновых и зернобобовых культур за 2011 г. составляет 9766 га (2010 г. - 5542 га), в том числе озимая пшеница - 7968,5 цнт, яровой ячмень 1737,5 цнт.
Из общего количества сбора (9766 га) общественными хозяйствами собрано 3814,5 цнт (2010 г. - 2670 цнт), а фермерскими хозяйствами 5951,5 цнт (2010 г.- 2872 цнт).
Животноводство
По состоянию на 1 января 2012 г. в республике (по общественным и фермерским хозяйствам) поголовье крупного рогатого скота составило 18886 голов, что на 676 голов меньше, чем на 1 января 2011г. Из указанного количества скота 17548 голов приходится на хозяйства населения, и 1338 голов - на фермерские хозяйства. Поголовье коров в 2011г. уменьшилось на 767 голов и составило 11177 голов. Поголовье свиней увеличилось на 712 голов и составило 3863 голов. Поголовье овец и коз увеличилось на 686 голов и составило 11021 голова. Поголовье телят уменьшилось на 491 голову и составило 1924 голов. Количество пчелосемей составило 1992 ульев (2010 г.- 2760 ульев).
Распределение крупного рогатого скота по районам представляет следующим образом: Ленингорский район - 4597 голов или 24%; Цхинвальский район - 4956 голов или 26%; Знаурский район - 3750 голов или 20%; Дзауский район - 5435 голов или 29%; г. Цхинвал - 148 голов или 1%.
http://ugo-osetia.ru/12_90/12_90-6.html