Осетинская звезда на американском небосклоне28 апреля 2012, 08:49Он с детства мечтал танцевать. Но не просто научиться и демонстрировать свои умения в семейном кругу… А так, чтобы выйти на большую сцену и станцевать под аплодисменты зрителей. И сегодня этой большой мечте маленького мальчика суждено было сбыться!
С конца марта Владикавказ пестрел афишами — улыбающийся парень зазывал на концерт с необычным названием «Хонга в Америке». Казалось бы, город, избалованный выступлениями ансамблей народного танца, уже ничем не удивишь… Но билеты на новое шоу раскупались быстрыми темпами.
Обладатель открытой улыбки и такой же открытой души — наш земляк, воспитанный на осетинских традициях — Ростислав Дзабраев. Свои первые, еще робкие, но уже многообещающие шаги под музыку он начал делать в детской телевизионной передаче «Свирель». Пятилетний малыш, который только начал свой творческий путь, уже сыграл роль на сцене Осетинского театра в спектакле «Медея».
«Маленький джигит», «Легенды гор», «Осса», Лицей искусств, училище им. В. Гергиева… Каждый новый ансамбль, каждое новое место учебы — это ступени долгого тернистого пути, из которого складывалась не просто карьера будущего танцора, а сама жизнь, уже неотделимая от хореографии.
На учебу в Санкт-Петербург Ростислав переезжал уже будучи лауреатом конкурсов «Москва приглашает друзей», III международного фестиваля имени Махмуда Эсамбаева «Надежды Европы» в Сочи, Международного конкурса «Жемчужина Крыма». В северной столице он получил бесценный опыт — курс стажировки классического и современного танца в труппе балета Мариинского театра. Следующим городом, ставшим для него новым этапом в творческой карьере, была Уфа — здесь Ростислав закончил Академию балета им. Рудольфа Нуриева. Затем он возвращается в Санкт-Петербург — теперь уже по приглашению в качестве солиста Санкт-Петербургского театра балета Марины Медведской. Это место работы стало последним на Родине…
Посмотреть на выступление русских в больших и маленьких городах Соединенных Штатов Америки собирались как обыватели, так и знатоки классической хореографии. Чем американцев покорил танцор Дзабраев — неподражаемым исполнением или очаровательной улыбкой? А, возможно, и тем, и другим? Мы можем лишь строить догадки, но то, что нашего парня пригласили в Высшую балетную школу штата Теннеси, город Кингспорт, — это факт. И это было только начало… Начало карьеры мальчишки, в звездное будущее которого никто не верил. Никто, кроме мамы и его самого, так рьяно рвущегося ввысь.
Сейчас Рос — как называют его коллеги — один из ведущих танцоров коллектива с полувековой историей «Dance Alive National Ballet» (город Генсвилл, штате Флорида). Он не просто исполнитель, но еще и педагог — и для своей труппы, и для детей, которые ходят в школу при «Dance Alive». Когда он пришел сюда работать, то знакомил местных жителей с родной культурой, став первым хореографом, который ввел в США класс осетинского танца. В этом году пришло время его родине познакомиться с творчеством американского коллектива.
— Как отнеслись к нашей национальной хореографии за океаном?
— Очень хорошо. В школе у меня в основном были девочки, мальчиков было меньше… Я подумал и решил, что лучше их сначала зацепить чем-то зажигательным, а потом уже обучать классике национальной хореографии. Поэтому я начал с джигитовки, с лезгинки, а симд и хонга мы начали учить позже.
— А как твои коллеги восприняли известие о поездке в Северную Осетию?
— Они были очень рады. Даже те участники коллектива, кто не приехал с нами, радовались за нас. И сейчас мы почти каждый день фотографируемся и посылаем фотографии своим ребятам.
— Ты задумывался, как будет восприниматься на родине национальных танцев их американская интерпретация?
— Я был уверен, что хорошо. Мы репетировали и в Лицее искусств, и с ребятами ансамбля «Алан», и им всем очень понравилось. Уверен, что те, кто хоть немного разбирается в танцах, остались довольны увиденным.
— Ростислав, на твой взгляд, чтобы безупречно танцевать осетинские танцы, обязательно ли быть осетином? Или достаточно научиться движениям, и национальный дух вовсе не обязателен?
— Этому всему можно научиться! Когда осетин рождается, он же сразу не танцует, он также учится этому. Да, внутри есть какое-то чувство, его не покажешь, как движения. Но те, кто успешно обучается танцам, могут со временем ощутить и особый осетинский дух.
«Когда я выхожу на сцену, меня переполняют эмоции. Исполняя характерный номер, я стараюсь показать именно те чувства, которые присущи этому персонажу. И тогда на сцене не я сама, какая есть, а я пытаюсь перевоплотиться в тот образ, который должна показать», — рассказывает Луиза Боавентура. В беседу вступает Карла Амансио: «Я была очень счастлива побывать у вас в Осетии, в ваших горах! И люди здесь очень дружелюбные! Я уже сейчас хочу сказать «спасибо» всем, кто нас пригласил и организовал концерт, кто был с нами все эти дни. Знаете, чувствую себя здесь, как дома! Я родилась в Бразилии, и то, как во Владикавказе ездят машины, как устроен сам город, напоминает мне мою родину».
«Как дела?» — спрашиваю я на английском Ошобу Омани, которая, смущенно улыбаясь, отвечает: «Хорз!». Она, черная жемчужина коллектива «Dance Alive», должна была стать сюрпризом и особой изюминкой концерта: «Вначале я очень нервничала, переживала, что не смогу исполнить все должным образом. Но потом я смогла ощутить этот непростой осетинский характер. И сейчас, когда я танцую хонга, то чувствую себя, как из королевской семьи, как принцесса! И мне безумно нравится исполнять этот танец!». Понравился танец и зрителям, которых в дни выступлений был полный зал.
Два дня во Владикавказе, один день в Ардоне — концерты американского ансамбля с осетинским сердцем прошли «на ура». Осетия получила возможность окунуться в мир классического балета, так редко представляемого на наших сценах. Восхищал, волновал, удивлял, очаровывал… Его величество Танец, в эти дни заправлявший на сцене, оставил свою пылающую искорку в сердце каждого зрителя. Народный, современный, классический — танцоры исполняли их одинаково пылко и профессионально. Ростислав Дзабраев, впрочем, как и все его коллеги, словно летали над сценой, а не выступали на ней! И было в этих ребятах еще нечто особенное, что затмило собой удивительную гибкость, необычные «па» и яркие пачки… Их улыбки! И за кулисами в раздевалке, и уже на сцене, открываясь залу, они не переставали улыбаться! Так, как улыбаются только тем, кого любят, только настоящим друзьям. И нам непременно стоит улыбнуться им в ответ. Хотя бы просто за то, что там, на другом материке, в совершенно другом мире с иной культурой, они чтят наше искусство и их сердце окрыляется под звуки хонга!
|