http://serg-flymenko.narod.ru/Other_Wor ... tKaleh.htm
«пещерный город» Чуфут-кале и Успенский пещерный монастырь.
Город-крепость Чуфут-Кале возник в раннее средневековье. По свидетельству арабского географа XIV века Абульфеды он назывался Kырк-Ор («Сорок укреплений» в переводе с крымско-татарского) и находился в стране Алан (аланы - предки современных осетин). В 1299 году город был захвачен войском темника Золотой Орды Ногая и вскоре стал центром небольшого феодального княжества (базилика). В XIV-XV веках застраивается территория к востоку от раннесредневековой оборонительной стены. В результате площадь города увеличивается в полтора раза. Впоследствии для защиты нового города на восточном участке плато была построена еще одна оборонительная стена. В XIV-XVII веках в городе вместе с татарами жили караимы, занимавшиеся ремеслами и торговлей. К концу XVII века татары ушли из Кырк-Ора. В городе остались караимы. С этого времени появляется название Чуфут-Кале («Иудейская крепость»). Караимы называли свой город Джуфт-Кале («Двойная крепость») или просто Кале. Последние жители покинули город в середине XIX века.
Чуфут-Кале находится в ведении Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.
При подъеме по лесной дороге от Успенского монастыря, за последним поворотом тропы открывается необычайное зрелище: на фоне неба, где-то среди облаков на отвесной неприступной скале четко рисуются силуэты строений «воздушного города», как иногда называли Чуфут-кале.
Древний город расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя долинами, на высоте более 500 м над уровнем моря. С высоты птичьего полета столовая гора напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими - до 30 м - обрывами; только с четвертой - восточной - имеется относительно удобный подъем. Общая площадь поселений на чуфут-калинском плато - 46 га. Топографически городище делится на три части - с запада на восток: мыс Бурунчак (36 га) - незастроенная часть, служившая убежищем жителям окрестных долин в случае военной опасности; «Старый город» (7 га), традиционно считавшийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.
Как само городище, так и населявшие его когда-то жители, таят еще немало загадок. Глубокое впечатление производят на всех эти седые руины, их источенные временем камни. Эта скала самой природой была превращена в крепость, а человеку оставалось лишь усилить ее в отдельных местах продуманными оборонительными сооружениями. Археологические исследования плато показывают, что оно было заселено еще в неолите, не менее 7 тыс. лет назад.
В I тыс. до н. э. это плато служило убежищем для обитателей обширного таврского поселения в Ашлама-дере. Окрестности Чуфут-кале издавна населяли сармато-аланы, или асы. Это могущественное ираноязычное племя сарматского круга постепенно проникало в Крым с первых веков нашей эры. Эти, по выражению П. В. Никольского, «ближайшие сородичи скифов, заменив и впитав отчасти в себя эту народность, вместе с тем усвоили себе и тяготение последней к греко-римской культуре, поддержанное и укрепленное долголетними связями с заморьем. Будучи исконными друзьями христиан и ромеев (византийцев), они служили, по словам историков того времени, защитой Таврического Херсонеса с северо-востока».
Греческое влияние способствовало распространению среди них христианства, - не зря в татарских преданиях их именуют «гяуры», то есть «неверные».
Аланам-асам принадлежал и раннесредневековый могильник в Марьям-дере, неподалеку от Южных ворот крепости, который использовался со второй половины VI по X век. Его раскопки проводились в 1946-1948 гг. под руководством П. П. Бабенчикова, а затем - Е. В. Веймарна и В. В. Кропоткина. По мнению Веймарна, могильник принадлежал раннесредневековому поселению Мариамполь; на сегодняшний день возобладало мнение, что им пользовалось население самой крепости. В склепах найдены характерные для сармато-алан деформированные черепа, бронзовые и серебряные пряжки, бусы, височные кольца, фибулы, железные ножи, обломки глиняной и стеклянной посуды. Вещи эти аналогичны инвентарю могильников Мангупа, Эски-Кермена и других пещерных городов. Найдены также известняковые надгробия, на которых высечены кресты; на других изображены орудия казни Спасителя. Одному из надгробий придана форма базилики, прямоугольной в плане, с закругленной апсидой: можно предположить, что она воспроизводит форму раннесредневекового храма, находившегося в крепости. Если добавить к этому находки нательных крестов, перстней с христианскими символами, то можно сделать вывод о распространении христианства среди местного населения. В окрестностях найдены и другие могильники с чертами аланского погребального обряда.
том, что округа была населена аланами, единогласно повествуют греческие, арабские, турецкие источники. Самое раннее упоминание содержится в «Аланском послании епископа Феодора» (VIII век). Епископ был направлен для проповеди христианства в Кавказскую Аланию. Путь его лежал через Херсон. Отсюда, преследуемый недругами, он спасается в аланском селении, «ибо близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько по желанию херсонесцев, словно некое ограждение и охрана города». По мнению исследователей, эти «малые аланы» родственны «большим» северокавказским аланам. В арабских и турецких источниках они известны под именем асы, ассы ; татары называли их также «племенем черкес». Обосновавшись в горном Крыму, аланы смешивались с местным греческим и тавроскифским населением.
Несколько более поздними пришельцами в этих краях были готы. С именами этих двух народов связано этническое и географическое разграничение областей раннесредневекового Крыма; по словам венецианского купца и дипломата Иосафато Барбаро, «За Кафой по изгибу берега находится Готия, за ней Алания, которая тянется по острову в направлении Монкастро». Однако разграничению сопутствовало и смешение обоих народов, в немалой степени благодаря распространению христианской православной культуры. «Благодаря соседству готов с аланами,- продолжает Барбаро, - произошло название готаланы. Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы, они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем алан. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами; и те и другие следуют обрядам греческой церкви».
Главной крепостью крымской Алании был Кыркор. Время основания его укреплений, после долгих сомнений и споров, все же отнесено к VI веку. Если точнее, то нижние ярусы кладки Средней оборонительной стены относятся, по мнению ее исследователей А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева, «к тому виду раннесредневековой фортификации, расцвет которой приходится на VI-VII века, причем не только в Таврике, но и на Балканах, Малой Азии, Западном Кавказе, то есть в регионе, находившемся под политическим и культурным влиянием Византии». Постройкам византийского времени предшествовало поселение и укрепленное убежище. История не сохранила имени, которое носила крепость в те времена, но многие исследователи, опираясь на ряд исторических и топографических изысканий, пришли к заключению, что она называлась Фуллы. Город Фуллы упоминается во многих письменных источниках, по его имени была названа Фулльская епархия, но название так и осталось не прикрепленным ни к одному известному современным историкам городищу. Основание Фулл, а также Судака (Согдак, Сугдея - от названия народа - согды) византийские и арабские авторы связывали с аланами.
Вероятно, уже при хазарах название Фуллы (аланского происхождения) меняется на тюркское - Кыркор, что значит «сорок крепостей».
Одно из самых ранних описаний принадлежит арабскому географу Абульфеде, побывавшему здесь в 1321 году: «Кыркор находится в стране асов (аланов), его имя значит по-турецки „сорок крепостей”; это сильно укрепленный замок, основанный на неприступной горе. Наверху горы есть площадь, где жители страны в минуты опасности находят убежище».