FREE OSETIA
http://free-osetia.maxbb.ru/

! ! Токсарис–скифский мыслитель
http://free-osetia.maxbb.ru/topic153.html
Страница 3 из 3

Автор:  qqewq111 [ 10-10, 07:28 ]
Заголовок сообщения: 

Аполлон Врач был близок Аполлону Гиперборейскому (см. гл. V), связь мифического цикла которого со скифским шаманским эпосом была прослежена К.Мейли. О существовании культа Аполлона Гиперборейского на Боспоре свидетельствует целый ряд данных. Символом этого бога можно считать изображение на золотых статерах Пантикапея грифона со стрелой Аполлона в зубах, идущего по пшеничному колосу (существенно, что представленный здесь колос принадлежит злаку, который выращивали варвары в лесостепной Скифии) (Шауб, 2005в). Вероятно, ассоциация Аполлона с грифонами возникла благодаря сопоставлению греками этих фантастических зверей с драконоподобными стражами золотоносных гор, фигурировавшими в легендах северных народов. Немаловажно, что древнейшим изображением Аполлона с геральдическими грифонами является его архаическая статуя на о-ве Делос, который был не только конечным пунктом гиперборейских даров, но и тем местом, где легенда о гипербореях получила свое оформление.

Известно, что скифы участвовали в гиперборейских дарах; важный элемент этого ритуала Геродот (IV, 33) отметил у фракийцев, у которых существовали представления о святости пути, вероятно, связанные с преданием о гиперборейском Аполлоне. Наличие подобных представлений можно предполагать и у скифов (Шауб, 1998; 2007).

Аполлон Феб, которого почитали в Лабрите, так же, как и Врач, мог иметь негреческие черты.

VII. 2. 2.Афродита. Большое количество самых разнообразных данных свидетельствует о том, что культ Афродиты пользовался исключительной популярностью на Боспоре, а на азиатской его стороне был главным. Важно отметить, что на Боспоре отчетливо проявляются восточные черты культа богини. (Ярчайшими восточными чертами Афродиты считаются ее эпитеты ??????? («небесная»), ????????? («на козле») и ?? ?????? («в садах»), а также ее связь с морем). Урания - ее самый распространенный эпитет здесь, изображение Афродиты, сидящей на козле, засвидетельствовано терракотовыми рельефами, Кепами назывался город Азиатского Боспора, где обнаружено святилище Афродиты и ряд памятников ее культа. Связь богини с морем фиксируется на Боспоре фигурными сосудами и терракотами, а в римское время культом Афродиты Навархиды (КБН, № 1115). О наличии на азиатской стороне Боспора культа Афродиты под именем Астары известно из посвятительной надписи царицы Комосарии.

Анализ двухголовой гермы с посвящением Афродите Урании, владычице Апатура (КБН, № 1111), позволяет предполагать наличие в культе этой богини андрогинного аспекта, что хорошо согласуется с сообщениями Геродота о происхождении энареев (I, 105) и их связи с Афродитой (IV, 67). Следует отметить, что андрогинный аспект в культе Афродиты Урании на Боспоре, на наш взгляд, мог существовать только благодаря наличию этого аспекта в культе местной богини, которую греки отождествили со своей Афродитой и почитали в святилище с негреческим названием Апатур (Шауб, 1998а; 2007).

VII. 2. 3. Геракл. Распространению на Боспоре культа Геракла, вероятно, во многом способствовало наличие сходного персонажа в местной среде (Шауб, 2004).

VII. 2. 4. Дионис. До эпохи Спартокидов о существовании на Боспоре культа Диониса могут свидетельствовать лишь немногие терракоты; данные IV в. позволяют утверждать, что в это время он стал здесь одним из самых популярных богов. Об этом говорят и надписи, и граффити, и остатки храма в Пантикапее и свидетельства Полиена о существовании не только в столице, но и в других крупнейших городах Боспора театров, которые в народных верованиях боспорян IV в. не утеряли своей исконной тесной связи с культом Диониса.

Ряд данных позволяет говорить о развитии на Боспоре хтонического аспекта в культе Диониса.

Важным свидетельством существования культа хтонического Диониса являются сюжеты росписи «боспорских пелик»: изображение Диониса на грифоне, преследующего девушку (пелики с этим сюжетом происходят только из женских могил); в мужских погребениях встречаются пелики, на которых представлена борьба грифонов с аримаспами, которых К.Шефольд считает служителями Диониса, а их поражение в борьбе с грифонами - символом пути через смерть к бессмертию. Т.о., символика этого сюжета может быть близка к значению сцен терзания грифонами животных.

Некоторые моменты в культе Диониса на Боспоре дают возможность говорить об их фракийском происхождении (наиболее красноречиво посвящение Дионису Арею из Пантикапея) (Шауб, 2007).

VII. 2. 5. Артемида. Культ Артемиды, самого популярного у греков женского божества, был широко распространен на Боспоре (особенно в Пантикапее) причем как в сфере частных, так и государственных культов.

Культ Артемиды Эфесской был перенесен колонистами из Ионии (но не из Милета); возможно, популярность этого культа на Боспоре объясняется тем, что он был не чужд местной среде.

VII. 2. 6. Геката. Некоторой популярностью пользовалась на Боспоре и Геката, культ которой, судя по всему, был перенесен из Милета.

VII. 2. 7. Кибела. Связью с местной средой можно объяснить и распространенность (особенно на европейской стороне Боспора) культа весьма близкой Артемиде малоазийской богини Кибелы.

VII. 2. 8. Деметра. Общепризнано мнение о повсеместной популярности культа Деметры на Боспоре. Главным аргументом в поддержку этого мнения является ссылка на курган Б. Близница, где якобы погребены её жрицы (эпиграфические данные о культе Деметры на азиатской стороне Боспора не засвидетельствованы). Однако комплексное изучение материалов из погребений и тризн, обнаруженных в этом кургане, позволяет сделать иные выводы (Шауб, 2005б).

VII. 2. 9. Афина. В отличие от Ольвии, где культ Афины был государственным, почитание этой богини на Боспоре носило ограниченный характер. Хотя из сообщений античных авторов ничего не известно о существовании у скифов или других автохтонных племен культа Афины, популярность ее образа на предметах торевтики из курганов не только Боспора, но и Приднепровья, позволяет сделать вывод о том, что с Афиной ассоциировалось какое-то местное сходное божество. (Не исключено, что с этой местной Афиной были связаны представления об амазонках) (Шауб, 1999в).

VII. 2. 10. Кабиры. Почитание кабиров, судя по всему, было широко распространено на Боспоре, причем не только в качестве божеств плодородия, но и в загробном аспекте.

Если на аверсах самых ранних фанагорийских монет, скорее всего, изображены головы кабиров (а не Фанагора), то появляющаяся на пантикапейских монетах в конце V в. голова барана связана не с кабирами и не с Аполлоном, но, возможно, с Гермесом.

VII. 2. 11. Гермес. Культ этого бога в отличие от Ольвии не имел на Боспоре широкого распространения. В.Ф.Гайдукевич предполагал, что Гермес на Боспоре был связан с культом Афродиты Урании. Однако подобная точка зрения не подкрепляется фактами. Скорее можно объяснить относительную незначительность культа Гермеса тем, что многие его функции здесь были, поглощены тесно связанным с Афродитой Гераклом, с которым Гермес в некоторых аспектах был близок, а иногда и идентифицировался.

VII. 2. 12. Ахилл. Боспорский Ахилл, несомненно, был схож с тем божеством, которое почитали в Северо-западном Причерноморье. Византийский писатель Лев Диакон (История, IХ, 6) со ссылкой на перипл Арриана утверждает, что Ахилл родом был скиф из боспорского города Мирмекия. Это известие, перекликающееся с одним комментарием Евстафия к «Землеописанию» Дионисия Периэгета (306), где говорится об Ахилле — скифском царе, позволяет не только предполагать местные черты в образе Ахилла на Боспоре, но и утверждать связь названия Мирмекия с племенем мирмидонян («муравьиных людей»), предводителем которых был Ахилл. Поскольку муравьи в мифопоэтической традиции имеют хтоническую природу, связаны с царством смерти, можно полагать, что подобные же связи существовали и у Ахилла. В свете этих ассоциаций едва ли является случайной находка именно в Мирмекии роскошного мраморного саркофага II в. н. э. со сценами из жизни Ахилла (Шауб, 2002а; 2007).

VII. 2. 13. Зевс. Судя по граффити, Зевс Спаситель почитался в IV в. как на Боспоре, так и в других причерноморских городах преимущественно в качестве симпосиального бога. Другие памятники культа Зевса на Боспоре в VI-IV вв. неизвестны.

VII. 3. Загробные представления боспорян

Погребения боспорской знати (особенно в IV в.), как известно, отличались исключительным богатством и разнообразием погребального инвентаря. Поэтому, чтобы наиболее наглядно показать специфику загробных представлений боспорян и многоаспектность их погребального символизма, основное внимание уделяется материалам самого яркого комплекса, несомненно, жреческих погребений кургана Большая Близница, вещам из тризн этого и ряда других боспорских курганов, а также сюжетам, представленным на «боспорских пеликах», которые были совершенно новым компонентом инвентаря боспорских могил IV в. и, скорее всего, изготавливались специально для погребальных целей.

VII. 3. 1. Семантика находок в кургане Большая Близница.

Богатейший материал по истории культов и религиозных представлений населения Боспорского царства дали раскопки кургана Б. Близница, который, судя по всему, служил общей усыпальницей знатного местного сильно эллинизированного семейства, члены которого исполняли жреческие функции, но не в культе Деметры, как вслед за Л. Стефани до сих пор считает большинство ученых, а в культе Великой местной богини, которая могла идентифицироваться как с Деметрой, так и с Афродитой (мнение М.И.Ростовцева). Эта гипотеза подкрепляется не только анализом погребального инвентаря, но и материалов из тризн, где были использованы сосуды, главным персонажем в украшении которых являлась Европа, долго сохранявшая черты древней Великой богини Эгеиды, что, вероятно, позволило греко-варварскому населению Боспора ассоциировать Европу со своей Великой богиней.

Дополнительные данные позволяют подкрепить гипотезу П. Александреску, согласно которой погребенные в Б. Близнице наряду с Великой богиней были привержены культу Диониса (правда, отнюдь не «классического», как считает румынский ученый) (Шауб, 2007; 2008).

VII. 3. 2. Европа. В двух тризнах, обнаруженных в кургане Большая Близница, а также в ряде других тризн и погребений боспорских курганов найдено большое количество аттических краснофигурных сосудов IV в. (в основном рыбных блюд) с изображением Европы на быке. Популярность этого сюжета объясняется тем, что образ Европы очень долго сохранял черты древней Великой богини Эгейского региона, что позволило греко-варварскому населению Боспора усмотреть в Европе ипостась своей Великой богини. Это обстоятельство, а также включение Европы в дионисийский круг, вероятно, способствовало тому, что ее путешествие (в погребальном контексте) стало символом путешествия в загробный мир, а сам образ ассоциировался с идеями бессмертия (Шауб, 2000б).

VII. 3. 3 Парис. В данном разделе рассматривается найденный в тризне одного из боспорских курганов комплекс из трех роскошных аттических краснофигурных сосудов IV в., а также другие (обнаруженные в прочих боспорских курганах) произведения греческого искусства с изображением Париса. Анализ всех этих вещей позволяет придти к выводу, что Парис в религиозно-мифологических представлениях боспорян был тесно связан с загробным миром. Последнее обстоятельство можно объяснить тем, что в образе этого эпического героя еще долго сохранялись черты древнего (фригийского?) божества смерти (Шауб, 1993а; 2007в; 2008).

VII. 3. 4. Религиозно - мифологические сюжеты на керченских вазах.

VII. 3. 4. 1. Дионис, Афродита и Эрот. Самым распространенным мифологическим сюжетом росписи керченских ваз являются изображения Диониса и его фиаса. Хтоническая Афродита на керченских вазах родственна хтоническому Дионису: их фиасы соседствуют на одних и тех же изображениях. Эрот, который почти постоянно присутствует в дионисийских сценах, в верованиях боспорян явно также мыслился божеством потустороннего мира.

VII. 3. 4. 2. «Палестриты». Однако, самое значительное место среди всех сюжетов росписи ваз керченского стиля занимают так называемые «палестриты» — изображения задрапированных в гиматии фигур, стоящих друг против друга. Обычно композицию составляли два, реже три или четыре фигуры, иногда изображалась только одна. Пол этих фигур часто определить трудно, иногда это женщины, но в основном, кажется, мужчины. Большинство специалистов по античной керамике расценивает эти изображения как «бессодержательные». Тем не менее, автор солидаризируется с мнением И.В. Шталь, которая полагает, что этот сюжет в обобщенном виде знаменует таинство перехода из одного мира в другой через сакральный брак-смерть.

VII. 3. 4. 3. Амазонки. Изображение амазонок, как уже неоднократно отмечалось выше, является одним из наиболее популярных мотивов, представленных на предметах погребального инвентаря боспорских могил, в частности, на краснофигурных пеликах. Представление о связи этого женского конного воинства с Великой богиней, наглядно подтверждается изображением змееногой богини на панцире амазонки, представленной на боспорской пелике, обнаруженной в одной из пантикапейских могил (Шауб, 2006а).

VII. 3. 4. 4. Аримаспы и грифоны. Еще одним весьма распространенным сюжетом росписи ваз керченского стиля в Сев. Причерноморье является изображение всадников в восточных одеждах, сражающихся с грифонами. Это, судя по всему, аримаспы. По аналогии название «аримаспы» исследователи перенесли и на облаченных в восточные костюмы персонажей, преследующих женщин. Этот сюжет, так же, как и предыдущий, несомненно, напрямую связан с загробными представлениями боспорян.

VII. 3. 4. 5. Пигмеи и журавли. Мифоэпический сюжет борьбы пигмеев с журавлями скрупулезно разработан И. В. Шталь, которая сумела наглядно продемонстрировать, что этот миф «имеет сакральный смысл борьбы живых с выходцами из потустороннего мира, душами покойных, ставших оборотнями и принявших вид журавлей». Однако если связь сакральной семантики этого мифа с культом мертвых и дионисийством несомненна, то предполагаемая исследовательницей его связь с космогоническими представлениями древних не представляется столь явной.

VII. 3. 4. 6. Геракл. Неудивительно, что на погребальных пеликах часто фигурируют изображения сюжетов, связанных с Гераклом – победителем смерти.

VII. 3. 4. 7. Персей и Медуза Горгона. Возможно, что главной причиной появления на одной из «боспорских пелик» сюжета обезглавливания Персеем смертоносной Горгоной является не столько его мифологическое содержание, сколько само действие, т. е. обезглавливание, обряд, чрезвычайно характерный для причерноморских варваров.

VII. 3. 4. 8. Марсий и Аполлон. Той же причиной, вероятно, объясняется и применение в качестве погребального дара пелики с изображением сюжета соревнования Марсия с Аполлоном (кожу с потерпевшего поражение сатира в греческом искусстве традиционно сдирает скиф).

VII. 3. 4. 9. Сфинкс. Вполне закономерно появление на «боспорских пеликах» Сфинкс, тесно связанной с загробными представлениями греков.

VII. 3. 4. 10. Яйцо Леды. Подобным образом объясняется и тот факт, что центральным мотивом росписи еще одной погребальной пелики, где представлен миф о рождении Леды, является яйцо – универсальный символ возрождения (Шауб, 2002б; 2008).

Автор:  qqewq111 [ 21-10, 19:59 ]
Заголовок сообщения: 

Махарбек ТУГАНОВ
ОСЕТИНСКИЙ СТИЛЬ

...Главные черты сохранившегося еще до наших дней осетинского
орнамента на работах по дереву и женских вышивок золотом и
серебром зафиксированы в народе сказанием о нарте Сырдоне,
создавшем лабиринт с бесконечными ходами, копия этого лабиринта,
начертанная неизвестной рукой на камне близ с. Махческ,
повторяется на древних вещах осетинских кустарей.
Варианты рисунка Сырдона также многочисленны и бесконечны,
как и его лабиринт, и уже одно то, что орнамент этот народ
связывает с именем нартов, говорит за безусловную его древность.
С точки зрения истории искусства орнамент указанный есть
повторение орнаментов, находимых в Осетии из эпохи бронзового
века. Начало его идет от проволочного круга, который впервые
являлся аллегорическим изображением солнца, весьма часто
встречающимся на рисунках ассирийских древностей. Изображение
солнца в виде круга переходит нередко в изображение колеса с
семью спицами, которые, в сущности, учеными считаются
изображением солнца с лучами.
Проволочный круг, послуживший основой тонкого орнамента
армянских мастеров, видоизменяется на бронзовых вещах раскопок
Осетии в вычурные зигзаги и спирали всех видов и форм. И если
проследить внимательно орнамент современной работы стильной
вышивки осетинок, то увидите в основе точную передачу орнамента
бронзового века...

Автор:  qwert111 [ 01-01, 17:44 ]
Заголовок сообщения: 

Тридцать семь веков Аркаима



Он был открыт случайно. Двадцать лет назад местные мелиораторы решили устроить в долине реки Большая Караганка водохранилище. Прежде чем долина была затоплена, туда пришли археолога. Экспедицией руководил Геннадий Зданович из Челябинского университета — замечательный специалист, известный археолог. В долине ученые обнаружили множество исторических памятников разного времени — раннего железного и бронзового века, сарматского и срубного периодов. Среди традиционных курганов и могильников оказался памятник непонятный и невероятный — древний город, построенный примерно 3700 лет назад и существовавший в XVII—XV вв. до н.э.! Его назвали Аркаим — так на старых картах была обозначена эта долина и гора рядом.



Сначала было недоумение. На аэрофотоснимках четко просматривался круг диаметром 170 м, еще один круг внутри и радиальные сегменты между ними. Что это? Откуда? Почему? Потом начали копать— и круг оказался укреплением, а сегменты — жилищами. Город был окружен рвом двухметровой глубины и двухметровой высоты валом с деревянным частоколом на гребне. Внутри он имел еще один круг укреплений со рвом и валом. В самом центре находилась Площадь. Вокруг нее, стена к стене — радиально ориентированные дома. И такие же дома — между двумя оборонительными кругами. Домов оказалось 70, в каждом жило по нескольку семей — вероятно, родственных. Город мог иметь около трех тысяч жителей!



Кто же были эти люди? Древние арии — предки индоевропейских народов. Вероятно, прародиной индоариев является область так называемой андроновской культуры — между Уральским хребтом на западе, Обью и Енисеем — на востоке. С севера она граничит с лесостепью, на юге захватывает пустыню. Аркаим лежит на краю описанного пространства. Значит, возможно, что «Ригведу» или «Авесту» сложили аркаимцы? И наша историческая родина внесла в развитие цивилизации вклад не меньший, чем Египет или Греция? Да, такое вполне вероятно. Ведь сами древние тексты говорят, что их авторы пришли с севера. Например, там описываются или упоминаются животные и растения, которых в Индии никогда не было: бобры, липы, клены...



Видимо, на территории Аркаима и вокруг, в радиусе 200—300 км, сложилась мощная древняя цивилизация, а потом ее жители разошлись по миру и оказались в Греции, Персии, Индии.



Если такая гипотеза верна, то получается, что зауральская цивилизация стала колыбелью всей индоевропейской культуры. Аркаим был не единственным городом в этих местах. Когда был открыт Аркаим, археологи вспомнили, что годами двадцатью ранее они уже сталкивались с подобным явлением, которое до Аркаима оставалось без должной оценки и понимания. Тогда был обнаружен город Синташта. Но ему повезло меньше — он был наполовину смыт изменившей русло рекой, и его оставшаяся половина показалась археологам явлением не вполне понятным и весьма нетипичным, почти случайным. После Аркаима начались более детальные исследования территории вокруг, в результате чего были открыты еще 20 городов, отстоящих друг от друга на 50—70 км. Эти места так и назвали — Страна Древних Городов. Судя по всему, здесь была мощная древняя цивилизация, но существовала она недолго — почему-то жители ее покинули.



Самый древний город имел форму круга — таким дошел до нас Аркаим, никогда не перестраивавшийся. Города, в которых жили дольше, перестраивались. Постепенно они принимали форму овала, потом — квадрата, что четко прослеживается на раскопках. Все они имели рвы и валы, укрепленные стенами из бревен, все использовали природную защиту — строились или на мысу, речном изгибе, или на возвышении среди болот. У городов была мощная защита — два метра рва, плюс два метра вала, плюс частокол наверху — причем все невысоком месте. Правда, пока мы не знаем, с кем воевали их жители и воевали ли вообще. Пятиметровая защита могла быть гигантоманией вроде египетских пирамид или колосса Родосского — как известно, древние грешили крупными формами.



Лучше остальных городов раскопан Аркаим, но там нет и намека на военные действия. Город был разрушен, но самими жителями. Точнее, он был сожжен. Судя по всему, в один прекрасный день все жители города встали, аккуратно убрали дома, собрали вещи, подожгли город и ушли. Это ясно читается по раскопкам. В домах все чисто убрано, нет и намека на брошенный в панике скарб. Все, что осталось в жилищах, — битые черепки на полу. Все колодцы были аккуратно прикрыты крышками. Во рвах мы обнаружили целые обрушившиеся туда стены, тронутые пожаром, в почвах остались трассирующие угли и другие свидетельства пожара. Нет и намека на то, что город штурмовали или захватили врасплох.



Почему же люди ушли из Аркаима? Это одна из его загадок. Почему вообще индоарии покинули обжитые ими места? Всю остальную часть территории населяли обычные скотоводы-кочевники с весьма низким уровнем развития культуры. Почему они оста-л ись, а индоарии ушли, прожив там всего около двух веков?



О высокой культуре аркаимцев свидетельствует сам факт существования протогорода, а не скопления случайных сезонных поселений. Город представляет собой правильной формы круг.



Чтобы его построить, требовалось обладать специальными знаниями и специальными угломерными инструментами. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом, образуя улицу; и выполнял роль дренажной системы. В нем через каждые 15—20 м были вырыты колодцы, куда уходила вода. Их глубина достигала двух-трех метров, до песчаного горизонта, — иначе сток был бы невозможен. Значит» жители имели представление о строении грунта, умели его использовать. Поражает правильность разметки жилищ, каждое из которых заканчивалось двориком. Они вплотную примыкали друг к другу, разделяясь общей стеной. Крыши были деревянные, с вентиляцией и отверстиями для света.



1 Каждый дом имел две части: жилую, разделенную на комнаты, и хозяйственную. Там стояли металлургические печи, в которых выплавляли бронзу. Надо сказать, что печи были совершенными — с колодцами-воздуховодами для усиления вентиляции, с мехами и системой вытяжки в крыше. Аркаимцы делали и глиняную посуду — для стряпни и для хранения продуктов. В каждой комнате имелись свои очаги — для обогрева и приготовления пищи.



Сложным оказалось и строение стен. Кроме кольцевых валов, в городе обнаружены радиальные укрепления с более прочными стенами, ориентированными на четыре стороны света. Во внешнем кругу находились оборонительные башни, в город можно было попасть только через них, причем существовали входы настоящие и ложные — с лабиринтами, ведущими в ловушки. Враг, который не знал устройства города, вряд ли мог его взять.



Судя по всему, жители Аркаима были знакомы с астрономией и потому построили свой город как обсерваторию. В нем есть стены, ориентированные на зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Все это очень напоминает знаменитый Стоунхендж в Великобритании, созданный в тот же период. А центральная площадь, очевидно, выполняла роль культового сооружения. Так что Аркаим был и обсерваторией, и храмом и центром ремесла. А вокруг на неукрепленной территории жили люди, которые в минуты опасности собирались в город. Простые подсчеты показывают, что такое сооружение могло быть создано за один сезон. А просуществовало сто — двести лет.



В двух километрах от города обнаружен курганный могильник с несколькими дееятками могил. Он имеет сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений ученые обнаружили женщину лет тридцати, напротив ее черепа, там, где «третий глаз», был укреплен кристалл горного хрусталя — видимо, она являлась жрицей.



Долина, окруженная грядой сопок, похожа на гигантскую чашу. В чаше есть террасы — днища древних озер, протекают две речки — Караганка и Утюганка. Долина закрыта со всех сторон — лишь река прорубила себе в гряде узкое русло. Сопки сложены из гранитов и базальтов. 37 веков назад они были покрыты густыми лесами. Долина была очень удобной для выпаса скота, гряды закрывали ее от ветров.



И все-таки индоарии покинули ее. Кочевые племена, не усвоившие культуру предшественников, жили там и позже. Существует несколько гипотез об исходе индоариев из мест своего обитания. Около 3400 лет назад произошла крупная экологическая катастрофа — извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Некоторые даже склонны связывать его с исчезновением Атлантиды. Это был максимально возможный, с точки зрения геологии, взрыв, с выбросом огромного количества пепла и газов. Не исключено, что тот год сопровождался и другими климатическими катаклизмами, чем-то вроде ядерной зимы. Возможно, именно природные катаклизмы и побудили аркаимцев, каким-то образом пострадавших от этой катастрофы, уйти в поисках более теплых мест.



Есть и более банальное объяснение. Анализы погребенных под аркаимским валом почв показывают, что в момент постройки города климат в долине был благоприятным. Здесь росли обильные травы для животных и густые леса. Но за двести лет люди могли сгубить почвенный покров с помощью своих огромных стад, свести на нет леса, которые постоянно требовались и для ремонта городских сооружений, и для металлургического производства, и для домашних очагов. Об этом свидетельствует и то, что к моменту ухода людей климат в долине стал гораздо суше. А леса на гряде так и не восстановились, остались лишь небольшие рощицы.



Борьба за город шла два года. Сейчас на площади около четырех тысяч гектаров организован историко-ландшафтный заповедник Аркаим. Его задача — сохранить не только древние города, но и природу. Челябинская область очень загрязнена, особенно ее центральная и северная часть. Южный угол, где расположен Аркаим, самый чистый и нетронутый.



Сейчас в заповеднике изучается природа — почвы, полезные ископаемые. В южной его части найден древний вулкан. В идеале здесь нужно создать национальный парк с центром в Аркаиме.



Пока принято решение об организации национального парка «местного уровня», но и это дает надежду, что Страна Древних Городов сохранится.




Тридцать семь веков Аркаима



Он был открыт случайно. Двадцать лет назад местные мелиораторы решили устроить в долине реки Большая Караганка водохранилище. Прежде чем долина была затоплена, туда пришли археолога. Экспедицией руководил Геннадий Зданович из Челябинского университета — замечательный специалист, известный археолог. В долине ученые обнаружили множество исторических памятников разного времени — раннего железного и бронзового века, сарматского и срубного периодов. Среди традиционных курганов и могильников оказался памятник непонятный и невероятный — древний город, построенный примерно 3700 лет назад и существовавший в XVII—XV вв. до н.э.! Его назвали Аркаим — так на старых картах была обозначена эта долина и гора рядом.



Сначала было недоумение. На аэрофотоснимках четко просматривался круг диаметром 170 м, еще один круг внутри и радиальные сегменты между ними. Что это? Откуда? Почему? Потом начали копать— и круг оказался укреплением, а сегменты — жилищами. Город был окружен рвом двухметровой глубины и двухметровой высоты валом с деревянным частоколом на гребне. Внутри он имел еще один круг укреплений со рвом и валом. В самом центре находилась Площадь. Вокруг нее, стена к стене — радиально ориентированные дома. И такие же дома — между двумя оборонительными кругами. Домов оказалось 70, в каждом жило по нескольку семей — вероятно, родственных. Город мог иметь около трех тысяч жителей!



Кто же были эти люди? Древние арии — предки индоевропейских народов. Вероятно, прародиной индоариев является область так называемой андроновской культуры — между Уральским хребтом на западе, Обью и Енисеем — на востоке. С севера она граничит с лесостепью, на юге захватывает пустыню. Аркаим лежит на краю описанного пространства. Значит, возможно, что «Ригведу» или «Авесту» сложили аркаимцы? И наша историческая родина внесла в развитие цивилизации вклад не меньший, чем Египет или Греция? Да, такое вполне вероятно. Ведь сами древние тексты говорят, что их авторы пришли с севера. Например, там описываются или упоминаются животные и растения, которых в Индии никогда не было: бобры, липы, клены...



Видимо, на территории Аркаима и вокруг, в радиусе 200—300 км, сложилась мощная древняя цивилизация, а потом ее жители разошлись по миру и оказались в Греции, Персии, Индии.



Если такая гипотеза верна, то получается, что зауральская цивилизация стала колыбелью всей индоевропейской культуры. Аркаим был не единственным городом в этих местах. Когда был открыт Аркаим, археологи вспомнили, что годами двадцатью ранее они уже сталкивались с подобным явлением, которое до Аркаима оставалось без должной оценки и понимания. Тогда был обнаружен город Синташта. Но ему повезло меньше — он был наполовину смыт изменившей русло рекой, и его оставшаяся половина показалась археологам явлением не вполне понятным и весьма нетипичным, почти случайным. После Аркаима начались более детальные исследования территории вокруг, в результате чего были открыты еще 20 городов, отстоящих друг от друга на 50—70 км. Эти места так и назвали — Страна Древних Городов. Судя по всему, здесь была мощная древняя цивилизация, но существовала она недолго — почему-то жители ее покинули.



Самый древний город имел форму круга — таким дошел до нас Аркаим, никогда не перестраивавшийся. Города, в которых жили дольше, перестраивались. Постепенно они принимали форму овала, потом — квадрата, что четко прослеживается на раскопках. Все они имели рвы и валы, укрепленные стенами из бревен, все использовали природную защиту — строились или на мысу, речном изгибе, или на возвышении среди болот. У городов была мощная защита — два метра рва, плюс два метра вала, плюс частокол наверху — причем все невысоком месте. Правда, пока мы не знаем, с кем воевали их жители и воевали ли вообще. Пятиметровая защита могла быть гигантоманией вроде египетских пирамид или колосса Родосского — как известно, древние грешили крупными формами.



Лучше остальных городов раскопан Аркаим, но там нет и намека на военные действия. Город был разрушен, но самими жителями. Точнее, он был сожжен. Судя по всему, в один прекрасный день все жители города встали, аккуратно убрали дома, собрали вещи, подожгли город и ушли. Это ясно читается по раскопкам. В домах все чисто убрано, нет и намека на брошенный в панике скарб. Все, что осталось в жилищах, — битые черепки на полу. Все колодцы были аккуратно прикрыты крышками. Во рвах мы обнаружили целые обрушившиеся туда стены, тронутые пожаром, в почвах остались трассирующие угли и другие свидетельства пожара. Нет и намека на то, что город штурмовали или захватили врасплох.



Почему же люди ушли из Аркаима? Это одна из его загадок. Почему вообще индоарии покинули обжитые ими места? Всю остальную часть территории населяли обычные скотоводы-кочевники с весьма низким уровнем развития культуры. Почему они оста-л ись, а индоарии ушли, прожив там всего около двух веков?



О высокой культуре аркаимцев свидетельствует сам факт существования протогорода, а не скопления случайных сезонных поселений. Город представляет собой правильной формы круг.



Чтобы его построить, требовалось обладать специальными знаниями и специальными угломерными инструментами. Внутренний ров был перекрыт бревенчатым настилом, образуя улицу; и выполнял роль дренажной системы. В нем через каждые 15—20 м были вырыты колодцы, куда уходила вода. Их глубина достигала двух-трех метров, до песчаного горизонта, — иначе сток был бы невозможен. Значит» жители имели представление о строении грунта, умели его использовать. Поражает правильность разметки жилищ, каждое из которых заканчивалось двориком. Они вплотную примыкали друг к другу, разделяясь общей стеной. Крыши были деревянные, с вентиляцией и отверстиями для света.



1 Каждый дом имел две части: жилую, разделенную на комнаты, и хозяйственную. Там стояли металлургические печи, в которых выплавляли бронзу. Надо сказать, что печи были совершенными — с колодцами-воздуховодами для усиления вентиляции, с мехами и системой вытяжки в крыше. Аркаимцы делали и глиняную посуду — для стряпни и для хранения продуктов. В каждой комнате имелись свои очаги — для обогрева и приготовления пищи.



Сложным оказалось и строение стен. Кроме кольцевых валов, в городе обнаружены радиальные укрепления с более прочными стенами, ориентированными на четыре стороны света. Во внешнем кругу находились оборонительные башни, в город можно было попасть только через них, причем существовали входы настоящие и ложные — с лабиринтами, ведущими в ловушки. Враг, который не знал устройства города, вряд ли мог его взять.



Судя по всему, жители Аркаима были знакомы с астрономией и потому построили свой город как обсерваторию. В нем есть стены, ориентированные на зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Все это очень напоминает знаменитый Стоунхендж в Великобритании, созданный в тот же период. А центральная площадь, очевидно, выполняла роль культового сооружения. Так что Аркаим был и обсерваторией, и храмом и центром ремесла. А вокруг на неукрепленной территории жили люди, которые в минуты опасности собирались в город. Простые подсчеты показывают, что такое сооружение могло быть создано за один сезон. А просуществовало сто — двести лет.



В двух километрах от города обнаружен курганный могильник с несколькими дееятками могил. Он имеет сложную конфигурацию в виде вертикальной пирамиды с лошадьми, колесницами, мясом жертвенных животных, вещами. В одном из погребений ученые обнаружили женщину лет тридцати, напротив ее черепа, там, где «третий глаз», был укреплен кристалл горного хрусталя — видимо, она являлась жрицей.



Долина, окруженная грядой сопок, похожа на гигантскую чашу. В чаше есть террасы — днища древних озер, протекают две речки — Караганка и Утюганка. Долина закрыта со всех сторон — лишь река прорубила себе в гряде узкое русло. Сопки сложены из гранитов и базальтов. 37 веков назад они были покрыты густыми лесами. Долина была очень удобной для выпаса скота, гряды закрывали ее от ветров.



И все-таки индоарии покинули ее. Кочевые племена, не усвоившие культуру предшественников, жили там и позже. Существует несколько гипотез об исходе индоариев из мест своего обитания. Около 3400 лет назад произошла крупная экологическая катастрофа — извержение вулкана Санторин в Эгейском море. Некоторые даже склонны связывать его с исчезновением Атлантиды. Это был максимально возможный, с точки зрения геологии, взрыв, с выбросом огромного количества пепла и газов. Не исключено, что тот год сопровождался и другими климатическими катаклизмами, чем-то вроде ядерной зимы. Возможно, именно природные катаклизмы и побудили аркаимцев, каким-то образом пострадавших от этой катастрофы, уйти в поисках более теплых мест.



Есть и более банальное объяснение. Анализы погребенных под аркаимским валом почв показывают, что в момент постройки города климат в долине был благоприятным. Здесь росли обильные травы для животных и густые леса. Но за двести лет люди могли сгубить почвенный покров с помощью своих огромных стад, свести на нет леса, которые постоянно требовались и для ремонта городских сооружений, и для металлургического производства, и для домашних очагов. Об этом свидетельствует и то, что к моменту ухода людей климат в долине стал гораздо суше. А леса на гряде так и не восстановились, остались лишь небольшие рощицы.



Борьба за город шла два года. Сейчас на площади около четырех тысяч гектаров организован историко-ландшафтный заповедник Аркаим. Его задача — сохранить не только древние города, но и природу. Челябинская область очень загрязнена, особенно ее центральная и северная часть. Южный угол, где расположен Аркаим, самый чистый и нетронутый.



Сейчас в заповеднике изучается природа — почвы, полезные ископаемые. В южной его части найден древний вулкан. В идеале здесь нужно создать национальный парк с центром в Аркаиме.



Пока принято решение об организации национального парка «местного уровня», но и это дает надежду, что Страна Древних Городов сохранится.




Открыт же супергород древности был поистине чудесным образом за несколько дней до его гибели под волнами нового водохранилища.



Вскоре стало ясно, что Аркаим не просто одна из уникальных точек колоссальной Страны городов — высокоцивилизованного образования вдоль Уральского хребта, но и мистический центр на обширной карте, скрупулезно воссозданной археологами.



Предполагалось, что это город-крепость, жители которого посвящали свои дни (в течение 150 лет) производству бронзы и изготовлению из нее высокохудожественных металлических изделий, находивших сбыт в Средиземноморье. А затем, судя по результатам раскопок, покинули горой навсегда, по своей воле испепелив его дотла. В раскопе не было обнаружено никаких следов внезапной катастрофы либо панического бегства.



Бросающееся в глаза совершенство конструкции, имеющей свою собственную ценность, открыло глаза ученым, как только были обнаружены характерные для пригоризонтных обсерваторий древности визиры, направленные во все стороны света.



Совокупность безукоризненно выполненной конструкции, визиров и совершенного человеческого мозга ^— вот необходимые компоненты для точнейших астрономических наблюдений. Ученым стало ясно, что они имеют дело с Великой Традицией, начертание которой, чудом сохранившееся на руинах Аркаима, доступно прочтению, расшифровке, плодотворному использованию. Каким образом? На такой вопрос невозможно ответить однозначно.



По крайней мере, часть таинственной завесы стала прозрачной. Все помнят современную легенду про Золотой Шар, расположенный в некой Зоне и безупречно исполняющий истинные желания «паломников». Эта легенда вполне соотносима с воздействием Аркаима и великолепных руин древнейшей пригоризонтной обсерватории. Побывавшие там признавались, что они «получали свое» каким-то непостижимым образом. Зачастую это выглядело довольно-таки жестоко, но всегда оказывалось благом. Скептики могут проверить сотни подобных свидетельств, пустившись в одинокое странствие в Аркаим. Надо только помнить, что истина не выносит общего владения, она индивидуальна.



Что же заставило жителей покинуть сказочный Аркаим — одно из самых красивых и загадочных мест нашей «зеленой звезды»? Угроза неких могущественных сил? Необходимость сохранения тайны, взятой здесь, в уникальной земляной чаше древнего города? Или осознанное предвестие глобальных геополитических перемен? Ведь именно на территории Страны городов в какой-то момент произошло давно угаданное лучшими лингвистами современности разделение протоиранского единства на две ветви: индоиранскую и собственно иранскую. Это один из многочисленных уроков Аркаима, только входящего в культурный обиход изменившейся реальности. «Край без истории», на самом деле оказавшийся грандиозной книгой, страницы которой теперь разбросаны по материку.



Поразительно, что знаменитый английский Стоунхендж, представляющий собой адекватную загадку, расположен практически на той же широте и в аналогичной земляйой чаше. Правда, по мнению ученых, Аркаим нечто более совершенное. Малочисленное, по современным меркам, население Земли обладало пять тысячелетий назад фантастическими способностями. Недаром древние открыли Плутон, самую удаленную планету Солнечной системы, задолго до его «открытия» в XX в. Время обращения Плутона вокруг Солнца составляет, по сегодняшним данным, 90 727 земных суток; в шумерских источниках значится число 90 720. Древние обсерватории оставили нам результаты тончайших и длительных астрономических наблюдений. В Вавилоне с точностью предсказывали солнечные затмения, великолепно ориентировались в расположении планет относительно друг Друга. В Шумере время обращения Луны рассчитали с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года, по их расчетам, отличается от современных данных всего на 3 минуты.



Первые упоминания о плоских камнях с рельефным изображением поверхности Земли датируются XVII—XVIII вв. В начале прошлого века тоже писали о белых каменных плитах с рельефами и непонятными надписями. Все/эти сообщения говорят о находках, сделанных в одном и том же районе Урала.



Профессор Александр Николаевич Чувыров из Башкирского государственного университета занимался исследованиями, не имеющими ничего общего с каменными плитами. С 1995 г. он вместе со своей китайской аспиранткой Хуан Хун пытался обосновать теорию миграции китайских племенных групп на Урал и в Сибирь. Ученые действительно обнаружили немало фактов, подтверждавших такую гипотезу. Доказательствами гипотезы миграции могут, в частности, служить выбитые на скалах в Башкортостане древнекитайские иероглифы. Анализ названий рек и гор показывает большое количество совпадений со словами из древнекитайского языка дзе-куен, исчезнувшего из обихода 2,5 тысячи лет назад.



В поисках материалов по своей теме исследователи работали в архивах генерал-губернатора Уфы, где они наткнулись на документы XVIII в., в которых шла речь о находках российской экспедиции, обнаружившей около 200 белых каменных плит с рельефами и письменами. Это сообщение заинтересовало ученых, и они решили пройти по следам старой экспедиции, найти и осмотреть хотя бы несколько каменных таблиц. В начале XX в. археолог Шмидт якобы видел шесть белых плит, однако почему-то не сфотографировал их и не сделал рисунков.



Поиски оказались труднее, чем предполагалось. Профессор Чувыров и его коллега уже подумывали, что упомянутых белых плит не существует в природе. Как порой случается в жизни, помог случай. В 1998 г. Чувыров разыскивал плиты в Нуримановском районе. А в 1999 г. житель деревни Чандар этого района Владимир Крайнев, услышав, что ученые ищут белые каменные плиты, пригласил приезжих к себе. Под верандой его деревянного дома действительно лежал огромный щербатый камень, очень похожий на те, о которых говорилось в старых документах. Хозяин не соглашался отдать плиту и поддался на уговоры только тогда, когда ему пообещали заменить ее новым фундаментом.



Тяжелую плиту осторожно выкапывали целую неделю, а когда перед глазами ученых предстала вся ее поверхность, они были поражены. Перед ними оказалась трехмерная рельефная карта, вернее, фрагмент карты — каменный блок (1,48 х 1, Об х 0,16 м) весом не меньше тонны. Кроме того, на каменной плите красовалась надпись, которую исследователи сначала приняли за древнекитайский текст. Чувыров с трудом верил собственным глазам — настолько невероятным было долгожданное открытие...



Находку отвезли в Уфу и исследовали в лаборатории. После тщательной очистки каменной карты ученые приступили к определению района, представленного на ней. Это оказалось не так просто. Российские и китайские картографы проделали скрупулезную работу по сличению каменного рельефа с современными картами и сумели доказать, что она является картой Уральского региона.



Материал, из которого сделана рельефная карта, состоит из трех различных слоев. Основа представляет собой плиту из твердого доломита толщиной около 14 см. Второй слой, толщиной 1—2 см оказался очень интересным: специалисты определили, что это диопсид, вид цемента. Именно с ее помощью и создан рельеф на камне. Каким образом обработана поверхность плиты, совершенно непонятно. Специалисты единодушно утверждают, что вручную создать рельеф невозможно — такой поразительной точности не добиться с помощью резца и зубила. Диопсид нанесен на доломит способом, который в настоящее время не применяется и, науке неизвестен. Поверхностный белый слой — это напыление толщиной примерной мм. Оно сделано из фарфора и предохраняет рельеф от внешних воздействий.



Исследования, проведенные в Китае, установили, что состав фарфора на плите отличается от китайского. В нем есть добавки, которые китайцы никогда не применяли.



Российские ученые пытались расшифровать надпись на плите, но им это не удалось, и их китайские коллеги из Хумайского университета тоже не смогли прочесть древние знаки, только выяснили, что на поверхности плиты — иероглифическое слоговое письмо.



На каменной карте ученые открыли много необычного. Наряду с обозначенными руслами рек при внимательном рассмотрении можно увидеть искусственные гидротехнические сооружения, в частности два канала, систему плотин и крупное водохранилище. Система каналов была рассчитана на накопление и пропуск гигантских масс воды. По сравнению с этим сооружением, Волго-Донской канал кажется едва заметной черточкой на карте.



С определением возраста каменной карты тоже возникли непредвиденные трудности. Сначала профессор Чувыров и его сотрудники определили, что белой таблице около трех тысяч лет, но потом у них уже не было такой уверенности. Дело в том, Что разные методики определения датировки давали совершенно несхожие результаты. На поверхности камня вкраплены две раковины. Одной из них, navikopsina munitus, примерно 500 млн лет, а второй — eccuiiomphalus princeps — около 120 млн лет. Такой возраст карты теоретически тоже может быть принят в качестве одной из гипотез, хотя наличие ракушек необязательно непосредственно связано со временем изготовления карты.



В наше время трехмерные карты составляют для навигационных целей. Для их изготовления необходимы аэрофотосъемки, в том числе космические. Чтобы сделать трехмерную модель, всего одной горы, требуются ресурсы самого мощного компьютера. В США и-дет работа по созданию трехмерной карты Земли, которая должна быть закончена в 2010 г. А на найденной каменной плите сделан подробный рельеф в масштабе 1 : 1,1 км, нанесены реки Белая, Уфимка и Сутолока.



Если предположить, что белые плиты содержали точные рельефные карты всех районов Земли, то плит должно быть не 200, а 384. Ученые убеждены, что эти фрагменты существуют, и их можно найти. Вероятно, отдельные фрагменты составляли огромную карту, которая треснула и развалилась на куски во время ледникового периода.



Российские ученые отправили результаты своих исследований в различные научные учреждения по всему миру, чтобы коллеги имели возможность сравнить их с имеющимися материалами. Кроме одной карты, которая напоминает неудачную копию белой таблицы из Башкортостана, нигде не имеется ничего подобного. Рельефную каменную плиту условно прозвали «картой Творца», потому что совершенно не известно, кто ее создал, каким образом и с какой целью, а также кто ее потом использовал.



Уфологи всего мира вряд ли сомневайся, что карта создана высокоразвитой цивилизацией, имевшей технические возможности для ее изготовления. Скептики всегда могут сказать, что богатая фантазия способна любой рельеф превратить в географическую карту. Предполагаемая карта настолько древняя, что со времени ее создания поверхность Земли сильно изменилась. Но профессор А.Н. Чувыров считает, что «изменения не носят глобального характера», и поэтому район Уфимской возвышенности легко можно узнать. Южная часть возвышенности практически не изменилась, а с другой стороны был огромный каньон от Уфы до Стерлитамака, по дну которого текла широкая и глубокая река. Этого каньона теперь нет, вероятно, на его месте протекает река Уршак.

Страница 3 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/