! ! Токсарис–скифский мыслитель
! ! Токсарис–скифский мыслитель — Осетия, официальный сайт - форум Северной Осетиии. Видео, история Южной Осетии.
Осетия, официальный сайт - форум Северной Осетиии. Видео, история Южной Осетии.
FAQ Поиск Пользователи Группы Регистрация
Профиль Личные сообщения Вход
! ! Токсарис–скифский мыслитель
На страницу Пред. 1, 2, 3, 4 След.
Список форумов Осетия, официальный сайт - форум Северной Осетиии. Видео, история Южной Осетии. -> WWW
# :: #
Автор Сообщение
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 06-05-2008, 11:22 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
Аланы в Западной Европе
Проблема „аланы в Западной Европе“ неоднократно поднималась в отечественной и зарубежной науке. Но, если история алан в Юго-Западной и Центральной Европе рассмотрена довольно детально, то история алан в Британии и алано-скандинавские всязи широкому читателю известны в значительно меньшей степени. Этим двум сюжетам и посвящена данная статья.
В одном из февральских номеров Daly express журналистка Сьюзанн Чэмберс познакомила читателей газеты с только что вышедшим исследованием Говарда Рейда. Согласно его анализу, возникшие в постримское время легенды о короле Артуре, королеве Гинерве, волшебнике Мерлине, рыцарях „Круглого стола“ восходят к истории сарматов, „варварских союзов племен, проживавших в степях (юга) России“. В тезисном изложении выводы Г. Рейда сводятся к следующему.
После завоевания Азии и Африки сарматы достигли Дуная, где, наконец, встретились с римлянами. Согласно свидетельству античных авторов, император Марк Аврелий принял на службу 8000 опытных всадников (по данным Я. Харматты — речь идет о 30 000 сарматов — Harmatta J. Studies in the history and language of the Sarmatians. Szeged, 1970. P. 50), 5500 из которых были посланы на т.н. стену Андриана в Бретани в помощь передовым заставам. По словам Г. Рейда, в 175 г. после Р. Хр. первые отряды высоких, прекрасных всадников, защищенных металлическими доспехами, использовавших мотив дракона, достигли Бретани. Они представляли собой известное звено воинственных племен и, в определенной мере, основу легенд об Артуре.
Эти профессиональные воины-всадники сражались под знаменами в виде драконов и поклонялись богу войны — обнаженному мечу, воткнутому в землю. Г. Рейд обратил внимание на хранящиеся в петербургском Эрмитаже предметы с изображениями драконов; эти предметы найдены в могилах воинов-кочевников Сибири и датируются 500 г. до Р. Хр. Аналогичные мотивы отмечены в иллюстрированной книге, написанной ирландскими монахами в 800 г. после Р. Хр. Сарматские шаманы, как полагает Г. Рейд, в английском фольклоре трансформировались в образе волшебника Мерлина; а чаша шаманов стала прообразом священного кубка Грааля.
Имя одного из героев английского фольклора — Pendragon — происходит от азиатского слова и означает „князь“ (lord), а tarkhan означает „вождь“ (leader). Жизнь сарматов и сегодня сохранилась в мифах о Камелоте; легенды этого цикла возвращают нас к образу знаменитого воина (из нартовского цикла) Батрадза, чья жизнь связана с волшебным мечом. Хотя азиатская теория происхождения английских легенд о рыцарях „Круглого стола“ не нова, Г. Рейд своим тщательным анализом существенно укрепил версию о сарматском (аланском) влиянии в формовании фольклорного образа короля Артура.
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:31 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
Анахарсис – один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы
сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных
сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и
встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения,
и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи
мудрецов древнего мира.
Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он
много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской
культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия.
И имя его в Скифии было предано забвению.
Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что
это – совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи
полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том,
существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании
Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным
лицом, каким и был.
Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно
избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба
Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них
воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через
Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник
в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет – если возвратится к
себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом.
Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать
весь обряд в честь богин. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает,
донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и
убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают,
что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями"
О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным
ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики
Понта Эвксинского – "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы
выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского
племени и Анахарсиса."
В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в
философии" есть специальный раздел "Скиф Анахарсис" с конкретными
сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был
сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому
он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о
средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь
свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе
жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в
Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп рассказывает, что
придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему
пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон
передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине,
на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать
связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом.
В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти
Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах,
Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным
источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и
находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа
управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз
удостаиваясь высших наград.
После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать. Постепенно в
античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на
свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими
философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка
IV в. до н..э. Эфора.
Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями
античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для
философов; они интересны широким историческим и этнографическим
материалом; помогают полнее понять дух и колорит того времени,
структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и
моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными
сведениями об этом прославившемся мудреце.
Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с
первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит
о встрече Анахарсиса с другим известным скифом – Токсарисом.
"1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием
познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж
мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим
знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.
Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного
спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному
Врачу; это имя получил он, будучи признан героем <....>
3. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел
в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение,
не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и
вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на
Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно.
При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений,
Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем
ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из
знатнейшего скифского рода... "
Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях"
построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода
занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на
скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые
показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных,
или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за
это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих
свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое
пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той
целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в
повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не
жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и
учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."
Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство
и законы, по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил
историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше
паутины".
Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом,
лидийским царем.
"Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных
народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим.
Анахарсис ответил, что диких животных, ибо они мужественно умирают за свою
свободу.
Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает
справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут
по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы –
установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом,
а не человеком. <...> Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на
скифском звероподобном воспитании.
В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения
философии стоиков.
Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые
якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами
киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения
кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма
интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо
полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого
Анахарсиса.
В одном из писем, "к афинянам", читаем следующее:
"Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает
греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне –
среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а
мыслями, как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-
аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи,
которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.."
В другом письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх
суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от
благополучия друзей и сограждан, а за страхом – надежды на пустые слова.
Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся
к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные
страсти они изгоняют"
В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне
одеянием служит скифский плащ, обувью – кожа моих ног, ложем – вся земля,
обедом и завтраком – молоко, сыр и жареное мясо, питьем – вода..."
В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к
принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих
подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами...
Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не
злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое
государство прочно”...
А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну", автор
рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у
меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много
врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить
лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое."
Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец
пишет: "Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и
занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться
в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по
нраву.
Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых
выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно
познакомиться.
Что же говорил древний мудрец?
"1. Анахарсис сказал, что виноградная лоза приносит три кисти: первую
– удовольствия, вторую – опьянения, третью – отвращения.
2. Он же выразил удивление тому, что у эллинов состязаются художники,
а судят их не художники.
3. На вопрос как можно не сделаться пьяницей, он сказал: "если иметь
перед глазами безобразия пьяных".
4. Он выражал удивление тому, что эллины, издавая законы против
обидчиков, почитают атлетов за то, что они бьют друг друга.
5. Узнав, что корабль имеет в толщину четыре пальца, он сказал, что
настолько плывущие в нем отдалены от смерти.
6. Масло он назвал средством для возбуждения бешенства, потому что
намазанные им атлеты бесятся друг на друга.
7. Каким образом, говорил он, запрещающие ложь, лгут в лавках открыто?
8. Он выражает также удивление тому, что эллины в начале пира пьют из
малых чаш, а насытившись – из больших.
9. Под его изображением подписывается: сдерживать язык, желудок, все
органы тела.
10. на вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил – даже лоз нет
(имеется в виду, что флейт нет, поскольку нет пьянства, а пьянства нет, так
как нет винограда)
11. На вопрос, какие корабли безопаснее, сказал – "вытащенные на
берег".
12. Он говорил, что с величайшим удивлением видел у эллинов то, что
дым они оставляют в горах, а дрова свозят в город.
13. На вопрос, кого больше, живых или умерших, он сказал – "а
плавающих куда ты кладешь?"
14. Порицаемый аттическим гражданином за свое скифское происхождение,
он сказал – "Мне позор – мое отечество, а ты – своему отечеству".
15. На вопрос, что у людей хорошо и дурно, он сказал – "язык".
16. Он говорил, что лучше иметь одного друга, стоящего много, чем
многих, не стоящих.
17. Площадь он называл определенным местом для взаимного обмана и
корыстолюбия.
18. Оскорбленный юношей на пиршестве, он сказал – "Юноша, если ты в
молодости не переносишь вина, то в старости будешь пить воду".
Об остроумных ответах Анахарсиса рассказывает также и Плутарх. В его
труде "Сравнительные жизнеописания" есть раздел, который называется "пир
семи мудрецов" Здесь в двух сюжетах фигурирует скифский мудрец.В первом
случае он якобы беседует с сыном бога Гефеста Ардалом, который считался
изобретателем флейты, а во втором – с баснописцем Эзопом. Идет такой
разговор:
"5... Ардал, обратившись к Анахарсису, спросил, есть ли у скифов
флейтистки. Тот сразу сказал, что нет даже лоз. Ардал спросил, - "но боги
же есть у скифов?" "Конечно, - ответил он, - но понимающие человеческий
язык; не так, как эллины, думающие, что что они говорят лучше скифов, и
полагающие, что боги с большим удовольствием слушают костяные и деревянные
инструменты..."
12. По окончании этого разговора я предложил мудрецам сказать и о том,
как следует вести дом; "ведь царствами и городами владеют немногие, а очаг
и дом есть у всех нас".
Эзон, засмеявшись, сказал на это – "Нет, если в ты число прочих
включаешь и Анахарсиса: у него нет дома и он даже гордится тем, что он
бездомный и живет на повозке подобно тому, как о солнце говорят, что оно
странствует на колеснице, посещая то одну, то другую сторону неба."
"Поэтому-то, - возразил Анахарсис, - оно единственное из богов свободно,
самостоятельно и властвует над всем. Только ты забыл, как превосходна по
красоте и удивительна по величине его колесница; иначе ты бы не сравнил ее
с нашими в шутку и смех..."
Таковы основные, наиболее известные крылатые изречения, меткие
выражения и остроумные ответы Анахарсиса. Наверное, не все они принадлежат
скифскому мудрецу. Но основная часть этих сведений, безусловно, относится к
тому времени и отражает нравы и обычаи скифов.
Рассказ о Анахарсисе можно закончить словами Страбона: "Поэтому-то и
Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались
большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты
своего племени: любезность, простоту, справедливость."
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:37 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
http://fandag.ru/load/5-1-0-23
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf ... 9&p_page=7
Античные истоки отечественной философии как стержня культуры и этики
Текстовая версия документа PDF (размер: 1374.8 КБ)
Качество преобразования для различных документов может сильно различаться. Изображения (картинки, формулы, графики) в документе игнорируются. Защищённый документ не может быть преобразован.
Предыдущая 2
3
4
5
6
7 8
9
10
11
Следующая
Кораки — диалектное слово «кореша», южное «кунаки», созвучные античным
«кораксам» (известны с V в. до н.э. в Абхазии) и нынешним «корякам», «корейцам» и
средневековым «корелам». Последние созвучия имеют, правда, иной смысл, но образно
могут означатьи нацеленность на многовековую дружбу со словено-Русами. Споры о
происхождении и смысле слова, вложенного в начале эры Лукианом в уста скифского
мудреца VII в. до н.э., идут, однако и праславянские варианты трактовок не исключены.
Позже Токсарис произносит еще одно северное слово «зирин» (сирин) — прокричавшего
его, враги не убивали, принимали за посла, пришедшего оговаривать выкуп. Диалектно
«зырить» — смотреть, оглядывать, прикидывать. Версии пояснений тоже есть разные, но не
исключаются и связи с праславянством.
Токсарис, приводя позитивные примеры дружбы скифов, нередко касается округи
Дона и Азовского моря, где славилось Боепорское царство. Тем подчеркивалась зависимость
этой округи от политического давления Скифии. Прямого философского содержания в
примерах мало, но ценного для историков и историософии в них бездна. Добротно показаны
многие обычаи и традиции северян. От Анахарсиса вплоть до Миклухо-Маклая северная
держава славилась своими этнографами.
Из примеров Токсариса больше делались морально-этические оценки. Во время
пожара в городе Борисфене, основанном в VII в. до н.э., один из погорельцев прежде спасал
своего верного друга Гиндана, а уж затем членов своей семьи. Когда его упрекнули, ответил:
«Детей мне легко снова приобрести, да и неизвестно, будут ли они хороши, а другого такого
друга, как Гиндан, который много раз доказывал мне свою любовь, я не нашел бы в течение
долгого времени». Созвучных Гиндану ононимов немало и в нынешней России. Гиндан
(Гиндин) — «комиссар древности», которого каждый русский, по советской традиции,
призван закрывать своим телом или спасать прежде всего.
Хорошо бы и Гинданы чтили своих спасителей. Токсариса отношение обожаемых в
дружбе к их обожающим не интересовало.
Примеры скифского мыслителя в итоге убедили Мнесиппа, что вернее скифов в
дружбе нет: «Токсарис, нам не надо ни крови, ни меча для закрепления нашей дружбы:
настоящее слово и одинаковость стремлений гораздо надежнее той чаши, которую вы пьете
(кровь с вином для закрепления клятвы друзей: П.З.), ибо подобные связи основываются не
на принуждении, а на доброй воле». Мудрый скиф согласился с этим: «Итак, будем друзьями
и кунаками, ты для меня здесь, в Элладе, а я для тебя, если ты когда-нибудь приедешь в
Скифию...».
Если верить другим произведениям Лукиана, дружба в Элладе все же оказалась для
самого Токсариса предпочтительней. Скиф, правда, нисколько не заботился «об изяществе
выражений: это не в обычае скифов, особенно когда дела говорят громче речей...». По сути,
его длительный диалог с Мнесиппом оправдывал то, что считалось еще одним смертным
грехом в Скифии — бегство от семьи, от родных и родины. Токсарис покинул в Скифии
жену и маленьких детей «из любви к Элладе». Его явно прельстил не уровень тамошней
мудрости, а высокий для тех времен уровень жизни. Он добился уважения «лучших людей»
в Афинах ценой тотального предательства своей родни, хотя неплохо рассуждал о дружбе.
Поэтому в самой Скифии он оправданий найти не мог, да был и эллинами почти забыт —
ценность семьи и детей у многих народов брала свое. Да и зороастризм к Доброму
предательство своей семьи не относил.
Токсарис — сверстник или даже старший собрат по мудроствованию Фалеса
(ок.625—547 гг. до н.э.), признаваемого родоначальником античной и всей европейской
философии и науки. Он может быть даже на поколение и старше его, если встречал
Анахарсиса в Афинах около 594 г. до н.э. и «был еще жив», т.е. к концу своей жизни. Слава
Токсариса, как целителя, затмила его славу мудреца-философа. «Муж мудрый, от-
личавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям», из
истории отечественной и мировой философии выпал.
62
Фалес видел основу всего в воде, Токсарис — в воздухе (Ветре). Для Фалеев мир
одушевлен и полон богами, для Токсариса — славен и ценен деяниями людей, их дружбой,
более всего боготворимой скифами. Мировоззренческие позиции Токсариса имеют зачатки
прагматизма, его жизнь эти зачатки лишь подтверждала. Условно период жизни скифского
мудреца можно датировать 650—580 гг. до н.э. И он оказывается в числе античных
первофилософов округи Греции и ее «колоний» . Запомним это.
1. Смирнов А.В. Скифы. М., 1966. С.5-110; Золин П.М. Русь до Руси. Вып.1-Х. Н.,
1991-1995.
2.ВДИ. 1948. №1. С.299-314; далее цитаты взяты отсюда.
Анахарсис
Лев Диакон и другие средневековые авторы называли его первым среди скифских
философов, обучивших пращуров словено-русов и таинствам эллинов. По вариантам дат его
появления в молодом возрасте в Афинах около 594— 584 гг. до н.э., рождение скифского
мудреца можно отнести к 615—605 гг. до н.э., когда придонские дружины Мадия достигали
господства в странах вплоть до Египта. Если Токсарис, вероятно, представлял взгляды
придонских скифов (пращуров казаков), то Анахарсис больше тяготел к округе между
Дунаем и Днепром.
Его прадедом в середине VII в. был царь Спаргапиф, возможно, родич царя Арианта,
властвовавшего тогда над всей Скифией. Дед Лик имел имя, созвучное реке Лик (до-
пускают, совр. Маныч). Позже могло перейти в Лих (лихой, лихач), в женские варианты,
типа Лика, но в связи с «ликами святых» мужской вариант явно табуизирован. У Лиха есть
шанс быть и эпическим Лехом... Отцом философа был Гнур (созвучие типа «гнуть»;
украинское Гнур до сих пор – Хряк, Боров), а братом Савлий — это имя есть в новгородских
берестяных грамотах. Сын Савлия Антир (Иданфирс) отличился в войне с Дарием I около
512 г. до н.э., когда Антир уже правил всей Скифией. Эти факты были хорошо известны
«отцу истории» Геродоту. И они позволяют относить смерть скифского философа к 550—
535 гг.
Версий трактовки имени Анахарсис много, условно греки так могли заместить по
созвучию праславянское «знахарь» (пахари-оратаи у Днепра уже были известны). Ана-Харс
– чаще переводят, – как «небесный глас». Геродот иногда скатывался к унижению скифов, но
имя скифского философа в античном мире являлось достаточно популярным:
«...Мы не встречаем (у скифов: П.З.) ни одного знаменитого человека, кроме скифа
Анахарсиса. Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато
самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному
врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись...»1 К сожалению, известное Геродоту
не стало аксиомой для деятелей типа Наполеона или Гитлера, нынешних «властителей
мира».
Геродот не касался философских позиций Анахарсиса, вероятно, тоже считая их
общеизвестными. По рассказам пелопоннесцев, скифский царь отправил юношу в Элладу «в
ученье к эллинам». По возвращении на родину Анахарсис сказал царю, что все эллины,
кроме лакедемонян, стараются все узнать и стать мудрыми. Однако, только с лакедемоня-
нами можно вести разумную беседу. Геродот рассказ привел, но считал его вздорной
выдумкой самих эллинов. За правду же принимался такой сюжет:
«Скифы, как и другие народы, также упорно избегают чужеземных обычаев, притом
они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских. Это ясно показа-
ла судьба Анахарсиса и потом Скила (скифы убили этого своего царя за чрезмерное
увлечение Вакхом: П.З.). Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую
мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт,
пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери
Богов (Кит белы или Реи, античной Богородицы: П.З.).
63
Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым,
то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь
всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Аиахарсис тайно отправился в так
называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым
лесом разной породы деревьев). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью
обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя
маленькие изображения богини и бил в Тимпаны. Какой-то скиф подглядел за совершением
этих обрядов и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что
Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне еще скифы на
вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и
перенял чужеземные обычаи».2
Имя Анахарсиса в Скифии явно табуизировалось.
Философские позиции скифского мудреца, который иногда включался в число первых
«семи философов», проявлены во многих других античных произведениях. Еще до нашей
эры ходили списки с его работ и писем: «К афинянам», «К Медоку», «К Аннону»
(философам), «К царскому сыну», «Крезу» (царю Лидии, с кем имел связи и Фалес)...
По сравнению с Токсарисом Анахарсис, судя по сумме источников, больше проявлял
лаконичность и афористичность. Геродот, вероятно, знал письма скифа, в частности, «К
афинянам»:
«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие
буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне — среди скифов. Не
языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины,
отличаются от эллинов. Спартиаты (лаке-демоняне: П.З.) не чисто говорят по-аттически, но
деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное,
и не хвалят той, которая не достигает цели—Речь не бывает дурна, когда мысли хороший
прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны
помыслы...»
Анахарсис оказывался одним из предтечей киников (циников) и близких им стоиков,
но не доходил до цинизма! Довольствие данным природой и малым, отсутствие завис та —
важнейшие черты его мировоззрения и образа жизни. В письме к Медоку, имевшему близкое
праславянам имя, Анахарсис частью подтверждал мнение Токсариса, что скифь объективно
оценивают достижения инородцев и иноверцев, радуются и чужому благополучию:
«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует
печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом — надежды на пустые слова.
Скифы одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию ( стремятся к тому, чего
и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно
всеми силами изгоняют, как врагов».
Довольствие малым хорошо выражает письмо к Аннону, такое имя носил и отец
Амилки (Гамилькара), карфагенского полководца VI—V вв. до н.э. «Мне одеянием служит
скифский плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля, обедом и завтраком —
молоко, сыр и жареное мясо, питьем — вода...» Богач — раб обилия вещей своего образа
жизни, что позже подчеркивали киники и стоики.
Ярко и образно выразил Анахарсис свое мировоззрение в письме к царскому сыну: «У
тебя флейты и кошельки, а у меня — стрелы и лук. Поэтому, естественно, что ты — раб, а я
свободен, и у тебя много врагов, а у меня — ни одного. Если же ты хочешь, отбросив
серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое». Простые
одежда и пища, легкое оружие и — отсутствие врагов. Анахарсис иногда недостаточно
отмечал, что богатство становится страшным врагом бедности и существует лишь за счет
многотысячелетнего ограбления множества бедняков. Не флейты и кошельки, а мечи и
колесницы, военные корабли и армады всадников обеспечивают жизнь и интересы царских
детей.
64
В письме Крезу он рассказал про случай у Дуная (Истра), очевидцем чего был сам.
Дунай протекал «по скифской земле», на нем «купцы посадили свою барку на мель и, не
успев ничем помочь горю, с плачем удалились». Разбойники быстро подъехали на пустой
лодке, загрузили ее доверху. Барка всплыла, а лодка разбойников «скоро пошла ко дну
вследствие похищения чужого имущества». Мораль ясна: «Это всегда может случиться с
богатым (включая грабителей: П.З.). Скифы же стали вне всего этого: мы все владеем всей
землей; то, что она дает добровольно, мы берем, а что скрывает, оставляем; защищая стада от
диких зверей, мы берем взаимен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для
собственной защиты в случае надобности; но доселе это не понадобилось: ибо мы являемся
для наступающих и борцами ирпизами за победу (взять, кроме людей, больше нечего: П.З.),
но такой приз немногие любят...»3
Письма Анахарсиса иногда считаются подложными, связанными с возрождением
кинизма в I в. до н.э. Но суть этих писем подтверждена цитированием скифского философа в
десятках других античных произведений, включая работы Платона и Аристотеля. Среди
отличий Анахарсиса от будущих киников было то, что он не считал себя «космополитом» и
находил возможность подчеркивать достижения своей родины, Скифии, и ее народов.
Сам Анахарсис признавался изобретателем плуга, якоря и гончарного круга.
Порицаемый одним греком за свое скифское происхождение, огрызнулся: «Мне позор —
отечество, а ты — своему отечеству». Соглашался с Токсарисом, считая, что лучше иметь
одного друга, стоящего много, чем многих| не стоящих ничего. Хорошим и дурным у людей
считал одно — «Язык», его требовалось всегда сдерживать. Свободным и лаконичным
говором сформировал представление о «скифском образе речи».
Скифское наполнение Афин допускало, что и род самого Солона (ок. 640—559 гг. до
н.э.) мог иметь какие-то связи со Скифией. Именно когда Солон пришел в Афинах к власти в
594г. до н.э.» тогда, якобы, — по ряду версий — оказался там и Анахарсис. И сразу двинулся
к дому архонта: «Придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону; что к
нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и, если можно, сделаться его гостем.
Слуга, доложив, получил от Солона приказание передать Анахарсису, что отношений
гостеприимства завязываются каждым на своей родине. Тогда Анахарсис, подхватив, сказал,
что сам он (т.е. Солон) теперь на родине, и поэтому ему следует заключать связи
гостеприимства; изумившись этой сообразительности, Солон принял его и сделал
величайшим другом».4 Солон тоже попадал в рейтинг «семи мудрецов», где иногда
находилось место и Анахарсису.
Лаэрций указал Анахарсиса среди всех античных философов восьмым, но уже в наше
время А.Ф. Лосев Не без иронии заметил, что у предшествующих «семи мудрецов нет ни
какой философии». Какая-то философия, безусловно, есть, но трудов от тех мудрецов
сохранилось очень мало.
Лаэрций допускал, что Анахарсис встречался с философом Мисоном, стоявшим по
«рейтингу» за скифом. Пифи (прорицательница) на вопрос скифа, есть ли кто его мудрее;
изрекла, что это именно Мисон — сын Стримона — «лучше, нежели ты, снаряженный
пронзительной мыслью». Понятно стремление скифа быстрее проверить мудреца, да и на его
родине — в деревушке Хен (Этея или Лаконил), где примерно вел беседы с эллинами мудрец
и по данным Геродота.
Посреди лета Анахарсис застал Мисона у поля, когда философ-пахарь не косил сено,
а прилаживал рукоять к плугу
— А ведь время нынче, Мисон, не пахотное!
--- Тем более надобно готовиться к пахоте, — прозвучал вполне житейский ответ.
«Готовь сани летом...», — продолжит почти любой россиянин. Мудрецы времен
Анахарсиса и символизировали тот рубеж философии, когда привычная народная мудрость
давала силы могучим мыслителям античности, выходившим к впечатляющим философским
системам. Эти мыслители не устраняли народную мудрость — «скифские пословицы были
65
популярны уже в античности, а дополняли и развивали ее, не чурались остроты слова и
мысли своих простых сородичей.
Диодор Сицилийский в I в. до н.э. считал, что именно Анахарсис возглавлял
посольство философов к царю Крезу. К нему и царю прислушивались товарищи-философы
Биант, Солон и Питтак. Имена имеют скифские аналоги. Царь отмечал мудрецов на пирах и
собраниях величайшими почестями. Анахарсис первым был избран для беседы с Крезом.
— Какое же из живых существ храбрейшее? — Крез ожидал возвеличивания людей, а
среди них — власть имущих.
— Самое дикое, — ответил рус, — ибо только оно мужественно умирает за свою
свободу.
Крез провоцировал мудреца на иной ответ:
— А какое из существо справедливейшее?
— Самое дикое, — повторил рус. — Только оно живет по природе, а не по законам:
природа есть создание божие, а законы — установления человека. Справедливее
пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком.
— Так не зверь ли самое мудрейшее существо?!
— Мудрейшее, — согласился рус. — Предпочтение истины природной истине закона
проверяет все живое на мудрость.
Крез посчитал такие ответы результатом русского «звероподобного воспитания». Но
высказывания Анахарсиса фактически были одним из выражений принципов стоической
философии с элементами диктата природного над разумом человека, противостоящего и
богу.
Формула — «природа есть создание божие, а законы — установления человека» —
может быть связана с рассказом Геродота об увлечении Анахарсиса культом Матери Богов, о
проведении таинств в честь этой «Богоматери» в лесу у реки, на природе. Формула
заострялась по мере перехода к почитанию Христа, но при таком переходе память о «всяких
скифских философах» уже не требовалась. Матерь Богов уступала место Богородице, давшей
миру Христа: Природу созданием божьим, по сути, считал и Фалес.
Лаэрций в начале III в. н.э. суммировал разные данные об Анахарсисе. Его иногда
признавали сыном Девкета, а братом линских обычаях, о средствах к дешевизне жизни и
восемьсот стихов о военных делах». Отличался свободной речью.
Эти и другие подробности лишь усиливали популярность скифского мудреца,
которым могут гордиться нынешние Украина и Россия.
Еще Платон отмечал, что Анахарсис сделал много полезных изобретении и стремился
научить соотечественников эллинским обычаям. Почитание мудрого руса дошло и до
средневековья. феодорит (390—457 гг.), ученик Златоуста и представитель его шкоды,
указывал владеющего письмом Анахарсиса в числе «семи мудрецов, живших после
пророков.»
«...Скиф Анахарсис был философом. Его до такой степени жгла любовь к философии,
что он стал весьма известным и у всех прославленным. Он не только бодрствуя боролся с
душевными страстями, но и во время сна показывал признаки воздержанности…»5
Имя Анахарсиса можно встретить в трудах авторов позднего средневековья и нового
времени. Жаль, что оно остается почти табуизированным для общественного сознания
России, не включено в историю отечественной философии, хотя в округе Днепра мудрец
родился и в родных местах за «инновации» погиб.
Столь величественной фигурой мог бы гордиться любой народ.
По сведениям Лукиана, Солон во время беседы с Анахарсисом заметил: «...Вам
простительно жить постоянно с оружием: жизнь в открытых местах легко допускает
злоумышления, а врагов у вас очень много...».6 Скифскому мудрецу явно в это не хотелось
верить, он нередко говорил о том, что у скифов нет или почти нет врагов. К сожалению,
история приносила и приносит немало опровергающих примеров. И мудрость нынешних
философов может состоять и в том, чтобы вникать и в слова Солона, Здесь уместно
66
общеизвестное: «Нет пророка в своем отечестве». Верное лишь частью — например,
замечанием Солона, друга Анахарсиса.
Ныне абсолютно ясно, что выдающийся скифский философ-энциклопедист
Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.;: НВ2, с. 35—36; НВЗ, с. 27—30) является яркой фигурой
всего мирового античного прошлого (Доватур и др. Народы.., с. 440; указ.). Россиянам все
еще трудно представить, что у нас почти 26 веков назад был такой удивительный мудрец-
любомудр, пращур-земляк. Он происходил из округи Борисфена (Днепра) , текущего почти с
гор Рип. Это символ мудрости славянских народов — русских, белорусов и украинцев.
Достаточные подробности о нем есть в статье И. В. Куклиной «Анахарсис» (ВДИ. 1971. №
3). По эпосу, Словен и Рус — основавшие в III тыс. до н. э. города у Ильменя — скифские
князья. В какой-то мере скиф Анахарсис — и их потомок, но уже не эпический.
Лингвисты нередко переводят это имя как «великий мудрец», «небесный глас» (по
созвучию – «знахарь»). Вместо знахарки Кирки развитие цивилизации на юге Скифии стали
олицетворять мужчины – реально жившие люди. Дед или отец послали Анахарсиса
обучаться в Грецию. После возвращения на родину скиф сказал своим близким:
«Все эллины поглощены всякого рода мудростью, кроме лакедемонян (спартанцев),
но только эти последние могут благоразумно (понятно, тактично) вести свою речь и
воспринимать чужую...» (Доватур и др., с. 129).
Лаконичность и доходчивость речи, в жизни и науке, ценилась скифами более всего.
Геродот этим словам мудреца не очень верил, но признавал, что тот «посетил многие земли и
в каждой из них воспринял много мудрого». Ему понравился праздник Матери богов
(Кибелы, Купалы) в Кизике (ныне в Турции). Он поклялся, «если здравым и невредимым
вернется к себе» (возраст уже сказывался), то посвятит на родине жертвоприношение и
ночное торжество богине. Вернулся здравым, устроил торжество в лесу, но за чуждую веру
родной брат Савлий убил его стрелой из лука. Скифы иногда отличались
веронетерпимостью, как и их соседи. Но праздники Купалы у наших земляков утвердились,
правда, при христианстве Купала (Кибела) стала Иваном .
Анахарсис, напомним, признавался изобретателем якоря современного типа, плуга,
высокопроизводительного гончарного круга и других полезных предметов. Правда, западные
ученые не всегда помнят, что был он именно скифом, а не греком (Греки. М.: Росмэн, 1995,
с. 34). Скифию задолго до нашей эры прославили десятки выдающихся людей.
Для истории отечественного образования важно знать, что Анахарсис в числе других
знатных скифов умел читать и писать хотя бы на греческом. Он считался автором 800 стихов
о ратных подвигах скифов. Десяток его писем в I в. до н. э. приводили киники (циники: ВДИ.
1947. № 4, с. 171— 173). В письме «К афинянам», среди которых было немало выходцев из
Скифии, наш мыслитель еще раз выступил против унижения людей по языку и
происхождению. Это цитированное выше письмо нынешне школьники могут выучить
наизусть. Скифия и Спарта стали развивать более тесные отношения, пытаясь противостоять
натиску Персии. Уже с V в. у Азовского моря стала править династия Спартокидов. В
средние века там возникло Тмутараканское княжество, имевшее тесные связи с Новгородом
со времен Святослава и Бравлина.
Общественная собственность на землю и природные блага в Скифии, что славил
Анахарсис, отмечалась и многими другими античными свидетельствами. А большие участки
земли можно было получить в личное пользование за победу на состязаниях во время
крупных культовых праздников. Например, посвященных главным символам сколотов —
плугу, ярму, секире и чаше. Тогда победитель, испивший внушительную чару доброго вина,
получал во владение земли столько, сколько объезжал за день на коне. Традиция испытания
хмельной чашей отражена и во многих русских былинах.
Философ Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) отмечал, что «скиф Анахарсис
мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это» (ВДИ. 1949. № 1. С.
191, 187). Идеи натурального хозяйства и коллективизма тысячи лет почитались в Скифии,
они частично позволяют выживать России и ныне. Страбон (умер около 23 г.) о скифах и
67
близких им фракийцах замечал: «Гомер называет справедливейшими и дивными мужами
тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем
владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья, и даже жен и детей считают общими
согласно с учением Платона» (ВДИ. 1947. № 4. С. 195).
Подобный образ жизни византийцы к концу VI в. отмечали у славян, а затем арабы
около IX в. у словено-русов. Он частью отражен русскими летописями. И по мере
христианизации северяне активнее стали заниматься торговыми делами и составлением
капиталов, представляемых кладами драгоценностей (типа Перещепинского) и разных
монет. Хотя торговлей, вспомним Анахарсиса, скифы-купцы занимались у низовий Дуная и
в VI в. до н. э. Правда, не всегда удачно. Оживленной была античная торговля в Приазовье.
Система воспитания в Скифии тысячи лет нацеливала людей на большую гармонию с
природой, на боготворение и умелое использование сил и даров природы. Анахарсис считал,
что истина природы выше истины законов и воли властителей — и в том основной признак
мудрости. Анахарсис и Токсарис старше китайского философа Конфуция, по влиянию на
европейскую культуры они и стоят выше, но известны несравненно меньше.
Ася (высокая) — имя, известное и среди нынешних россиянок, близко по античному
смыслу Ана-Харсису (небесному гласу). Граница Европы и Азии раньше начиналась от
Азовского моря (Меотиды) и проходила по Дону (Танаису) до гор Рип, считавшихся самыми
высокими в мире. Асию признавали матерью или сестрой Прометея. Из легендарного Ас-гар-
да выводили скандинавы своего пращура Одина. «Ахиллово ристалище» (трасса для бега по
песку почти на 200 км) у Крыма, «ступня Геракла» в Скифии (Геракл отмерял стадии,
давшие название «стадионам») и другие данные указывают на северную родину исполинов-
титанов. У южных рубежей Скифии почти со II тыс. до н. э. могли появляться своеобразные
гимназии — места славления и воспитания физически превосходных людей (будущих
олимпийских чемпионов, каких немало и ныне среди россиян). Это своеобразные школы
«олимпийского резерва», когда Олимпия и Ильмень обнаруживают явные созвучия.
Былина о Василии Буслаеве сохранила память о таком воспитании у Ильменя.
Василии («басилевсы») — названия древних царей Скифии, а скифскими князьями
считались по эпосу легендарные Словен и Рус.
На юге России у Азовского моря и в округе найдены следы античных гимнасий.
Гимнасия в Фанагории (Тамань) существовала с III в. до н. э. (Античные государства
Северного Причерноморья, с. 208). Археологи выявили следы этих спортивных зданий в
Ольвии, Пантикапее (Керчи) и в других городах у южных рубежей Скифии. Гимнасий
воспитывали патриотов родины, готовых победить любых врагов, доказать свое
нравственно-физическое превосходство каждому. Позже спортивное воспитание сочеталось
с обучением в рамках школьного курса, по типу нынешних спортивных интернатов. Но здесь
воспитывались и мировозренческие позиции подрастающих поколений.
Нынешние «гимн-азии» заметно отличаются от античных, в них как бы поют «гимны
Асии» — но как высокой по уму, развитой по школьным предметам. Ряд античных гимнасий
превращался в Академии по примеру академии Платона. Другие становились Ликеями
(лицеями) по примеру лицея Аристотеля. Сократ, Платон и Аристотель знали Анахарсиса и
других скифских философов, одобрительно отзывались о скифах. Очень важно навсегда
понять и осознать, что свои школы и гимназии хотя бы на южных землях России (Приазовье
и т. д.) задолго до нашей эры реально были. Скифские мудрецы задумывались над
совершенствованием системы образования и воспитания в стране.
Лукиан Самосатский во II в. н. э. на основе скифо-македонских архивов и устной
памяти сочинил и произведение «Анахарсис или о гимнасиях». Там отражен возможный
диалог Анахарсиса с афинянином Солоном по темам образования и воспитания почти 26
веков назад.
Солон тогда допускал, что гимнастика и спорт в чистом виде чужды скифским
обычаям, для ортодоксальных скифов оказываются странными. И говорил: «Все равно как и
68
у вас, должно быть, есть много предметов обучения и занятий, которые показались бы
странными нам...».
Анахарсис не возражал. Но дал такое пояснение: «....А у нас, скифов, если кто ударит
кого-либо из равных или, напав, повалит на землю и разорвет платье, то старейшины
налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих
свидетелях, а не при таком множестве зрителей, какое бывает на Истме и в Олимнии».
Выходит, наряду с царским в Скифии все же оперативную роль – на местах, в номах –
играл суд старейшин. Скиф ставил задачу лучше изучить эллинские законы и обычаи, не
рассуждать о государственном устройстве и не учить правильной жизни афинян. Солон
соглашался и высказывал свои представления о жизни скифов, что выше частью
процитировано: «Вам простительно жить постоянно с оружием: жизнь в открытых местах
легко допускает злоумышления, а врагов у вас очень много, и неизвестно, когда кто-нибудь
из них стащит спящего с повозки и убьет. Затем недоверие друг к другу людей, живущих по
своему произволу, а не по законам, также делает постоянно необходимым оружие, чтобы
близок был защитник в случае насилия...». Ратное обучение, владение оружием — тоже
важная школа.
Философы по сути сходились во мнении, что формирование физического
совершенства скифам не помешает и стоит гимнасии в Скифии развивать (ВДИ. 1948. № 1.
С. 304). Традицию «недоверия людей друг к другу, живущих по своему произволу» на Руси,
в средние века отмечали арабские, византийские и другие авторы. Отдельные группы
населения России и ныне считают «законы для всех» необязательными для себя. Они как бы
прямые потомки Асии?! Или мнят себя выше всех?! Тоже мировозренческая позиция.
1. Геродот. История (У-1У, 46). М., 1993. С.198; издание «Ладомир».
2.Там же. С.206 (IV, 76,77); подробнее: (Золин П.М.). Новгородика. Вып. 1-3. Н., 1996.
3. ВДИ. 1947. №4. С.171-173; далее: указ. 1950 на Анахарсис.
4. ВДИ. 1948. №2. С.296; незнание истории Скифии в мире приводи к тому, что скифа
Анахарсиса — изобретателя якоря — рекомендуют считать греком (Греки. М.: Рос.мэн. 1995.
С.34).
5. ВДИ. 1947. №4. С.259.
6.ВДИ.1948.№1.С.304.; ВДИ. 1948. №3. С.298-301.
Абарис Младший, Замолксис
О самых древних философах с такими именами говорить пока не будем...
Если Токсарис и Анахарсис символизировали древнюю мудрость населения Подонья
и Поднепровья, то два близких Пифагору (ок.570—500 гг. до н.э.) северных философа
олицетворяли любомудрие низовий Подунавья (многовековых границ Скифии) и земель на
дальних окраинах дуржавы «князя Роса». Абариса иногда считали и выразителем мудрости
гипербореев. Оба упоминались уже Геродотом.
Рассказа о многотысячелетних традициях дальних культовых переходов с крайнего
севера к местам рождения Аполлона (ряд символов этого бога перешел Христу), «отец
истории» не выдержал: «Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать
сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей
земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще
не верю)...».1
Позже Абарис нередко представал скифом или скифом из страны гипербореев. Суть
имени Абарис тяготеет к смыслу «невесомый», мудреца и называли— «воздушный ходок».
Якобы он, сидя на стреле, преодолевал непроходимые места: реки, озера, болота, горы и т.п.
Совершал очищения от скверны и изгонял моровые язвы из городов. Выступал и как жрец-
проповедник Аполлона Гиперборейского, тем был близок и жрецу Хрису — герою
69
«Илиады» Гомера. Стрелян Хрис вызывают память об Ахилле, тоже прекрасном ходоке.
Появление культа и изображения относят к III тыс. до н.э.
Но вернемся ко временам Пифагора.
Якобы однажды Абарис пришел в Грецию, когда у гипербореев случился голод.
Мудрец же долгое время мог обходиться без пищи, возможно, владел и некоторыми
приемами лечебного голода. Он тогда обходил всю Элладу, давая верные прорицания.
Ахиллу, напомним, служил прорицатель Калхант.
«Воздушный ходок» со временем добрался и до округи Рима. «Когда Пифагор был в
плену у Фалариса (тирана одного из городов на Сицилии: П.З.)..., к нему явился мудрый муж,
родом гиперборей, по имени Абарис, прибывший именно для беседы с ним, и предложил ему
вопросы о самых священных предметах, именно о кумирах, о наиболее благоговейном
способе богопочитания, о промысле богов, о небесных явлениях и земных переменах и
многие другие подобные. Пифагор отвечал ему соответственно своему характеру, весьма
вдохновенно, вполне правдиво и убедительно».
Пифагор давал каждому ученику доступную ему часть знаний, соответствующую
силам и природным способностям ученика. Пожилой скиф оказался среди самых способных.
«Когда скиф Абарис прибыл из страны гипербореев, незнакомый с эллинской
образованностью, но посвященный в ее и в пожилых летах, то Пифагор ввел его в курс этих
знаний непутем разной степени обучения и без пятилетнего молчания, столь же
продолжительного слушания и прочих испытаний, но тотчас же сделал его пригодным к
слушанию своих положений и в очень короткое время объяснил ему свое сочинение о
природе и другое — о богах».2
Так скиф Абарис вошел в число знаменитейших пифагорейцев, предшествовавших
Платону и его Академии. Число трактовалось как основной принцип всего существующего.
Знания накапливались и передавались устно как тайны. Пифагоризм продолжал традиции
«посвященного» жречества, идущие почти от «первофилософа» Гефеста. И предшествовал
поздним масонским организациям, всяким духовным «орденам». Пифагор развивал и учение
полумифического Орфея, тоже связанного с землями Скифии. Круговорот веществ допол-
нялся учением о вечном круговороте и переселении душ.
Свою стрелу Абарис якобы подарил Пифагору. Скифы считались изобретателями
лука и стрел. Скиф Тефтар (Тевтар), по эпосу, обучал стрельбе из лука самого Геракла. Сим-
волическая передача стрелы как бы превращала в Аполлона Гиперборейского
«тайнофилософа» Пифагора, имевшего «золотое бедро» (как у бога). Трудно сказать,
устойчиво ли помнили сами скифы и гипербореи своих философов. Но император Флавий
Клавдий Юлиан, правивший в 361—363 гг. н.э. и принимавший послов из округи Скифии
(десятки тысяч наемников отсюда служили и в его армии), писал Афинскому Совету и
народу, что еще прославляются у гипербореев Абарис и у скифов — Анахарсис. Не
притворно, ради выгоды, чтили они правду, а «во истину».3
Позиции пифагоризма — это и позиции скифа от «крайнего севера» Абариса, близких
ему северян. По традициям почти от глубин каменного века он считал кумиры (идолы и т.п.)
самыми священными предметами, искал наиболее благоговейные способы богопочитания,
задумывался о «промысле богов» (настоящих знаниях, сути всего), о связи небесных явлений
и земных перемен, да и о многом другом. К сожалению, Геродот и подобные ему античные
авторы ограничивали знания об Абарисе тремя поверхностными и даже полулегендарными
штрихами: скиф-гиперборей странствует (даже летает) со стрелой в руке, ничем н
питается… Возможно, такие штрихи и сегодня кого-то устраивают. Но для истории
отечественной философии надо помнить о связях Абариса и пифагоризма, о скифе как
талантливом ученике самого Пифагора.
Учителем словено-русов Святослава, как потомков тавроскифов, средневековые
византийцы считали и философа Замолксиса, подчеркивая, что для скифов он был своим,
почти равным Анахарсису. Суть имени Замолксиса буквально тяготеет к смыслу
70
«замолкший», исполняющий «обет молчания». В источниках есть вариации имени,
например, Салмоксис — и в некоторых переводах Геродота.
Когда в VI в. до н.э. Дарий I вел войска на Скифию, то после одрисов он покорил у
Дуная гетов, веривших в бессмертие. Уже в VI в. н.э. под именем гетов иногда выступали
славяне. Геты считались самыми храбрыми и честными среди фракийцев, близких скифам.
Речь шла об округах нынешних Болгарии и Румынии.
Геродот указывал, что, по мнению гетов, «они не умирают, но покойник отходит к
богу Салмоксису (иные зовут его так — Гебелейзисом). Каждые пять лет геты посылают к
Салмоксису вестника, выбранного по жребию с поручением передать богу все, в чем они
нуждаются в данное время... Выстроившись в ряд, одни держат наготове три метательных
копья, другие же хватают вестника к Салмоксису за руки и за ноги и затем подбрасывают в
воздух, так что он падает на копья. Если он умирает, пронзенный копьями, то это считается
знаком божьей милости, если же нет, то обвиняют самого вестника. Его объявляют злодеем,
а к богу отправляют затем другого человека. Тем не менее, поручения ему дают еще при
жизни. Эти же самые фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают
стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего.
Впрочем, как я слышал от эллинов, живущих на Геллеспонте и на Понте, этот
Салмоксис был человеком, рабом на Самосе, а именно рабом Пифагора, сына Мнесарха. По-
том, став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину. Фракийцы
влачили тогда жалкое существование и были несколько глуповаты. Салмоксис познакомился
с ионийским образом жизни и обычаями, более утонченными, чем фракийские, так как ему
пришлось общаться с величайшим эллинским мудрецом Пифагором.
Салмоксис велел устроить обеденный покой для мужчин, куда приглашал на
угощение знатнейших горожан. При этом он доказывал друзьям, что ни сам он, ни они — его
гости и даже их отдаленные потомки никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их
ожидает вечная жизнь и блаженство. Между тем, устраивая упомянутые угощения с такими
речами, Салмоксис велел соорудить для себя подземный покой. Когда этот покой был готов,
Салмоксис исчез из Среды фракийцев, спустился в подземелье и там жил три года. Фра-
кийцы же страстно тосковали по нем и оплакивали как умершего. На четвертый год, однако,
Салмоксис вновь явился фракийцам, и те, таким образом, уверовали в его учение».4
Геродот не слишком верил в этот рассказ, но и не отвергал его. Полагал, что
Замолксис жил за много лет до Пифагора. Мог быть и каким-то местным божеством гетов, а
не человеком вообще. И говорить больше Геродоту о нем не хотелось.
Тысячи лет северян региона исходного индревропейства сближало единство веры,
народы округи Скифии (по мере христианизации: Росии) и меняли ее сообща. Евсевий
Иероним (348: Стридон, Паннония — 420) говорил в 401г. о них так «Отложив колчаны...,
гунны изучают Псалтырь, холода Скифии кипят жаром веры, рыжее и белокурое войско
гетов возит за собою палатки церквей; и, быть может, они поэтому сражаются с нами (с
равным счастьем и успехом), что исповедуют одинаковую веру».5 Эту одинаковость для
пращуров словено— русов, как скифов, отмечал в конце Х в. и Лев Диакон.
По Диогену Лаэрцию, Замолксис — наряду с Атлантом, магами, друидами и т.п. —
был аргументом в пользу того, что занятия философией начались впервые именно у варва-
ров. Отход на годы в «скит», отшельником, изгоем большой общины, как показывают
этнографические данные, мог происходить и десятки тысяч лет назад. Одиночество
провоцирует мудрость. И до Замолксиса VI в. до н.э. в истории северян бывало немало
других Замолксисов, позже обобщенных одним образом. Из фракийцев происходил и Орфей,
тоже скиталец, но не «замолкший».
Если верить Лукиану, то юный Анахарсис при первой встрече с Токсарисом в Афинах
клялся Мечом (символом Ареса) и Замолксисом, «нашими отеческими богами». Токсарис
вместо Замолксиса в своих спорах о дружбе считал богом Ветер, «дыхание жизни».
Это работает на версию Геродота, что задолго до войны с Дарием образ «замолкшего»
боготворился.
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:42 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
Абарис — в древнегреческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона. Обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном. Пифагорейцы называли Абариса "Воздухошествующим". Упоминания данного мифического героя есть у Геродота и Платона.
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:43 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
Бион Борисфенит
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
У термина «Бион» существуют и другие значения.
Био́н Борисфени́т — древнегреческий философ и писатель (III век до н.э.) из Борисфена (Скифия).
По происхождению Бион был вольноотпущенник. От своего хозяина получил наследство, давшее ему возможность получить в Афинах образование. Он учился у Феофраста и Ксенократа, но большее влияние на него оказал киник Кратет. Бион вёл бродячий образ жизни, проповедуя среди низов общества кинические истины, критикуя условности и предрассудки. Некоторое время находился при дворе македонского царя Антигона Гоната.
В философии Бион был мало оригинален, однако как писатель был творцом, противопоставляющим себя всяким литературным нормам. Излюбленным его жанром была пародия, пронизанная шутливыми неологизмами, фольклорными мотивами, народными, часто бранными, выражениями. Бион Борисфенит считается создателем знаменитой кинической диатрибы. По существу, им были определены отличительные черты кинической литературы: морализация, персональная сатира, пародия, словотворчество и игра слов, нарушение литературных канонов. Жанровые приёмы Биона в дальнейшем развили Телет из Мегар и Менипп.
Из произведений Биона Борисфенита ничего, кроме нескольких изречений, не сохранилось.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0% ... 0%B1%D0%B0
Диатриба
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Диатр́иба — жанр античной литературы. Нечто среднее между монологом и диалогом с воображаемым оппонентом. Обычно имеет философско-моральное содержание, изложенное в занимательной остроумной манере. Диатрибам была присуща простота изложения, образная форма, фольклорные мотивы. Вместе с тем в них использовались риторические приёмы.
Основателем жанр был кинический писатель Бион Борисфенит (III-й век до н. э.). Темы Бионовских диатриб — богатство и бедность, жизнь и смерть, религия, государство и т. п. Этот жанр продолжили другие киники Греции. Диатриба была также популярна в Риме (Гораций, Ювенал), послужила основой христианской проповеди.
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:57 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
АФОРИЗМЫ Биона Бористенита
Самомнение — враг совершенствования.
Дата публикации: 01.09.2005 20:28:03
Автор: Бион Бористенит (Из книги «Афоризмы»)
Великое несчастье — неумение переносить несчастье.
Древний Мир/Древний Мир/Бион Борисфенский
Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.
Древний Мир/Древний Мир/Бион Борисфенский
Великое несчастье - неумение переносить несчастье. (НЕСЧАСТЬЕ) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло. (ЗАВИСТЬ) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
Не следует бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости. (СТАРОСТЬ) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
Самомнение - помеха успеху. (ТЩЕСЛАВИЕ) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
...Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое. (СКУПОСТЬ) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
Тревожнее живется тому, кто больше всего жаждет благоденствия. (ТРЕВОГА) [2003-05-23 00:07:25]
-2 -1 0 1 2
С шуткой обращайся осторожно. Ты, возможно, будешь понят ложно. (ШУТКА) [2000-10-12 08:47:25]
Последний раз редактировалось: qqewq (08-05-2008, 09:59), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
qqewq
Stir Hister
Репутация: 0
Зарегистрирован: 17.12.2007
Сообщения: 361
: 08-05-2008, 09:58 Тема:
--------------------------------------------------------------------------------
http://window.edu.ru/window_catalog/pdf ... 9&p_page=5
Во времена окончательной редакции «Арт-хаш-астры» приазовский философ-
экономист Сфер Боспорит был советником по госреформам цаоей Спарты, а затем
египетских царей Птолемеев. Допускают, что его идеи отражает египетская «Инструкция
эконому». Она составлена от имени главы финансовой администрации в Египте – диокета –
и адресована начальникам администрации в номах (округах) – эко-номам. В частности,
инструкция требовала от каждого эконома:
«Следи за тем, чтобы товары продавались не дороже предписанной цены. Обследуй
специально и те товары, на которых нет твердых цен и на которые предоставлено право
продавцам назначать цены по своему усмотрению, и назначь соразмерную прибыль и заставь
продавать…»
Роль общегосударствненных экономических порядков в индоевропейских странах в
ту пору была достаточно высока. Часть причерноморской Скифии от Дуная до Днепра в
первые века нашей эры вошла в римскую провинцию Мезия (Межа), поэтому частью скифов
(будущих словено-русов) были хорошо усвоены римские торговые и финансовые нормы.
Эти порядки активно применялись в Боспорском царстве Приазовья, где боготворились
46
римские императоры. А затем здесь находила опору и Византия, считавшая русские
княжения подчиненными себе «северными архонствами».
Скифия и Фракия (будущая Болгария) признавались родственными с античных
времен. Скифы, по сути, стали основным населением Фракии со времен Константина
Великого, сделавшего Константинополь (Царьград русских летописей) столицей Византии.
Имперские законы уже 14 – 15 веков назад указывали:
«По всему фракий