Земля их простиралась от Баренцева и Балтийского морей, притоков Вислы, к Карпатам, к устью Дуная — на восток, вдоль Черного моря через Кавказ к Каспийскому морю и, вдоль Волги, до таинственной Гипербореи на севере. На их языке до сих пор называют в Европе Днестр, Днепр, Дон, а в оренбуржье — Сакмару, Орск, Касмарку.
Мы узнаем от Страбона названия их племен: языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Все это сарматы. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» — через нее шел путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой. В русских летописях аланы назывались словом «ясы». В священной зороастрийской Авесте сарматы называют «сайрима». Свой род от них выводит польская шляхта и румынские бояре. В V—IV веках до н. э. савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Установив свое господство в европейских степях, сарматы наладили мирное сотрудничество с земледельческими народами, покровительствовали международной торговле и греческим городам Причерноморья. Восьмитысячный отряд сарматской конницы был принят в римскую армию, и часть всадников отправлялась служить в Британию. По версии историка Жоржа Дюмезиля, именно они стали источником кельтских мифов о короле Артуре и рыцарях круглого стола.
Великий Рим пытался покорить сарматов. Тацит, Иосиф Флавий и Ариан донесли до нас рассказы о набегах, проигранных римлянами битвах, вырезанных когортах. Не случайно шесть рабов давали за раненого сармата. Их воинский авторитет был так велик, что в империи создавали специальное военное пособие — руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала опыт сарматской конницы. Сарматы в «Тактике» Флавия Арриана используют различные тактические приемы – ложное отступление, захват в кольцо, клинообразный строй атакующей лавы, отличительные значки и знамена, которые «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой». Наконец, римляне предпочли платить союзу сарматских племен за охрану границ империи.
Откуда они пришли? В «Истории» Геродота есть рассказ об амазонках, захваченных греками в Понте около реки Термодон и погруженных в 3 лодки. Они смогли освободиться, по морю добрались до берегов Скифского государства. После столкновения со скифами и изучения языка, они согласились выйти замуж за скифских мужчин, при условии, что не будут связаны традициями и обычаями скифских женщин. Согласно Геродоту потомки этой группы уладились к северо-востоку за Танаис (Дон) и стали Sauromatians. Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Сказки? Но в могилу умершей женщины, даже девочки, сарматы клали кроме украшений еще и оружие. В недавних раскопках доктором Джейнни Девис-Кимбэлл был найден могильник, в котором захоронены сарматские воины-женщины.
Павсаний пишет о сарматском коневодстве: «Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Эти пластинки... просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной». Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, шкурой которого оружейники обтягивали щиты. Страбон отмечает, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев шиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч». Древко стрел у перьев красилось в красный цвет, а центральная часть могла быть покрыта зелеными, красными или белыми полосами. Рукоять мечей могла обкладываться костью, но чаще была деревянной и окрашивалась в красный цвет. Ножны делались из дерева, иногда с металлическим наконечником, и также красились в красный цвет. Дисковидные навершия из халцедона, янтаря, оникса и других материалов. Также находят разнообразные детали из металла или полудрагоценных материалов, служившие украшением темляка или кисти, крепившихся к рукояти. Ни одна из археологических находок не позволяет утверждать, что длина сарматских копий превышала 3 м, хотя некоторые изображения позволили высказать гипотезу о том, что они достигали 4 и более метров. На оружии, украшениях, конской упряжи изображались дикие звери: барс, пантера, волк, медведь, олень, кабан, орел, а также баран и лошадь. Сарматы с детства воспитывались, как искусные наездники, виртуозно владеющие мечом, копьем, луком и арканом.
Только такой народ, искушенный в воинском деле, заставлял считаться с собой ближних и дальних соседей — от Китая до Римской империи, изменял карту торговых путей и расстановку политических сил в Европе и Азии более тысячи лет.
Достоверно известно, что скифы уже на раннем этапе (VII в. до н. э.) применяли доспехи из кожи, иногда с металлическими нашивками. Скифский панцырь имел вид безрукавной кожаной рубашки с нашитыми чешуйчатыми бронзовыми и железными пластинами1. В V в. до н.э. к панцырю добавился наборный пояс из кожи с нашитыми на него бронзовыми и железными чешуйками, а затем появились и чешуйчатые же поножи, прикрывавшие голени и бедра2. Естественно, что металлические панцыри могли иметь лишь наиболее состоятельные скифские воины, рядовые же воины употребляли, невидимому, более простые кожаные пли матерчатые.
Оборонительные доспехи сарматов мало чем отличались от скифских. Здесь наблюдается лишь большее разнообразие3: тяжелые железные и бронзовые чешуйчатые панцыри сочетаются с гораздо более распространенными более легкими кожаными и костными чешуйчатыми панцырями.
У Павсания имеется очень интересное описание устройства современных ему сарматских панцырей, один из которых находился в храме Асклепия (бог врачевания) в Афинах. Автор сравнивает сарматские панцыри по внешнему виду с сосновой шишкой. Пластинки для панцырей сарматы делают из лошадиных копыт. «Пробуравив их (пластинки — А. М.) и связав жилами лошадей или быков, они пользуются этими панцырями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными: они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою»4. По слонам Павсания, сарматы, из-за недостатка у них железа, широко использовали кость.
Дальнейшее усовершенствование наступательного оружия, копий и железных наконечников стрел, которые могли пробивать такие доспехи, привело к том, что уже в сарматский период на территории Восточной Европы появились железные кольчужные доспехи5, надежно прикрывавшие тело от ударов и значительно более удобные, чем жесткие, стеснявшие движения пластинчатые панцыри. Это нововведение вызвало дальнейшее усовершенствование наконечников копий и стрел, которые становятся более приспособленными для пробивания кольчуги. Появляются железные наконечники стрел с массивной, но узкой трехлопастной, а затем трех- и четырехгранной головкой. Железная кольчуга как оборонительный доспех употреблялась не только в сарматский период, она использовалась народами Восточной Европы в эпоху переселения и позднее, вплоть до IX- X вв., когда широкое применение ее на Руси отмечено письменными источниками.
Использование железной кольчужной брони народами северо-востока Европы в VI—VIII вв. н.э. засвидетельствовано находками кольчуги в уфимских погребениях этого периода6. Интересно, что в мужском погребении вместе с кольчугой находились костяная накладка от сложного лука, ошибочно принятая Р.Б. Ахмеровым за деталь колчана, и железный наконечник стрелы. Такой комплекс находок свидетельствует, что погребенный был лучником. Остатки кольчуги и удил обнаружены в кургане VIII—IX вв. близ выселка Пыштайн на Каме7.
раскрой и размеры русской кольчуги XII-XIII века
В VI—IX вв. и на юге европейской территории СССР употребление кольчужной брони зафиксировано неоднократными археологическими находками.
На Северном Кавказе в этот период широко употреблялись железные кольчужные нагрудники. Они часто встречаются в могильниках Северной Осетии; как отмечает Д. Я. Самоквасов, особенно много их в катакомбных погребениях могильника у аула Чми8. Возможно, что такие нагрудники являлись лишь частью кольчуг. Интересно отметить, что местная традиция выделки оборонительных доспехов и живет здесь очень долго. С VI до XIII в. кольчужные панцыри, по-видимому, выделывались местными кузнецами. Применение кольчужных доспехов в период с VI по IX в. зафиксировано археологическими материалами, а от XIII в. сохранились и письменные известия. Вильгельм де Рубрук, побывавший на Северном Кавказе, в середине XIII в., сообщает, что из двадцати сопровождавших его татарских воинов лишь двое были в панцырях (по-видимому, железных), да и те, как ему заявили, они приобрели от аланов, «которые умеют хорошо изготовлять их и являются отличными кузнецами»9.
На коренной территории Восточной Европы древнейшая археологическая находка кольчуги на р. Осколе относится к VIII веку10.
Сарматы
Савроматы (Σαρμάται, Σαυρομάται) — имя частью этническое, обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым в разное время и у различных писателей разумелись разные народы, не находившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древних греков и римлян обширные пространства нынешней России, отчасти Восточной Германии и Австрии. Сарматы обыкновенно сближались с скифами, как две народности, близкие одна другой по месту жительства и по происхождению. По Геродоту, Сарматы жили по ту сторону р. Дона (Танаиса) и Азовского моря (Меотида), там, "где нет уже Скифии", на пространстве в 15 дней пути от угла Меотийского оз. к северу, а по сю сторону Дона жили царские скифы (IV, 21,57). Историк производит их от браков амазонок со скифами, язык их называет испорченным скифским, во главе народа ставит царей; женщины их одеваются, как и мужчины, ездят верхом на охоту и на войну или вместе с мужчинами, или одни (IV, 102, 110—116, 117). Воинственность сарматских женщин выражалась, между прочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хоть одного неприятеля, почему некоторые женщины оставались девственницами до старости (117). Гиппократ, современник Геродота, рассказывает, что сарматские женщины ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики сидя на лошади, и сражаются с неприятелями, но только до замужества; по выходе замуж они перестают ездить верхом, за исключением случаев, когда всему народу поголовно приходится выступать на войну. "У женщин нет правой груди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерям правый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачивает способность расти, и вся сила и изобилие соков ее переходит в правое плечо и руку" (Гиппократ, "De a ë rib., aquis et locis", 15). Весьма вероятно, что самая басня об амазонках как родоначальницах Сарматы сложилась под влиянием рассказов скифов и греков о мужском образе жизни и воинственности сарматских женщин; самый обычай выжигания соска у новорожденных сарматских девочек перенесен был народной фантазией греков с амазонок, по народной этимологии "бессосцовых" (α — μαζός). Об этнографическом родстве Сарматы со скифами свидетельствует и Страбон, несколько веков спустя после Геродота. Он обыкновенно называет эти народы рядом или даже, подобно Гиппократу, именует Сарматы скифским народом, частью скифов, тем и другим приписывая одинаковые нравы (VII, 3, 9, 4, 8; XI, 3, 3). Эта-то этнографическая близость двух народов и послужила основанием рассказу о происхождении сарматов от соседних с ними в Европе скифов и прибывших к Дону амазонок после несчастной для последних битвы с греками на р. Фераподонте в Сирии. Появление скифов в черноморских степях Геродот относит к концу VII в. до Рождества Христова (см. Саки), тогда как битвы греков с амазонками в этих местах происходили, согласно эпическим сказаниям греков, в героические времена Беллерофонта, Тезея и Ахилла; следовательно, поселение амазонок на левом берегу Дона предшествовало задолго появлению скифов на другой стороне реки. Явное противоречие между двумя вариантами у Геродота даже не отмечено. Сам историк притом различает в составе скифов несколько народностей, различающихся по образу жизни и религиозным верованиям; древнейшими поселенцами Европейской Скифии были, несомненно, наиболее западные из них, а не царские скифы, во время Геродота жившие по сю сторону Дона; по всей вероятности, с этими-то древнейшими из скифов, обратившимися на новых местах жительства из кочевников в земледельцев, и находились в родстве Сарматы Необходимо принять во внимание записанное Геродотом показание, что к Сарматы от Дуная (Истра) живут сигинны — народ, который производил себя от мидян и носил мидийскую одежду (V, 9). По словам Диодора, Сарматы, поселившиеся при Доне, выведены туда из Мидии (II, 43). Плиний сообщает распространенное мнение, что Сарматы родственны с мидянами: Medorum, ut ferunt, soboles (N. H., VI, 7). Об этих же Сарматы говорит, вероятно, более поздний географ, Помпоний Мела (I в. от Рождества Христова), что они по наружному виду и вооружению всего ближе к парфянам (III, 4). Согласные между собой показания древних позволяют отнести Сарматы к иранской группе арийских народов. Еще до Рождества Христова этнографическое имя Сарматы, как относящееся к отдельной народности, стало обозначать различные народы европейской и азиатской Сарматии, а в более поздних источниках тем же именем обозначаются многочисленные народы, в разное время жившие на огромном пространстве от Карпат, Вислы и Дуная — на З , до Дона, Волги и Урала — на В; в соединении с именем скифов название Сарматы обнимало собой чуть не все разнородное население этих земель. С вытеснением скифов Митридатом VI из Таврического полуо-ва и покорением их (кон. II в. до Рождества Христова), имя Сарматы становится решительно преобладающим и как бы заступившим собою для тех же стран более древнее имя скифов. У Страбона, географа I в. до и от Рождества Христова, Сарматы — то отдельная народность, то, гораздо чаще, сборный термин. По его описанию, Сарматы живут в землях, простирающихся над Черным морем и Дунаем, между Фракией и Азовским морем; он не решается утверждать, достигают ли владения Сарматы Северного океана (II, 4, 7 кон. 21, 22; VII, 2, 4). Есть у него и азиатские Сарматы, живущие по ту сторону Дона, между этой рекой и Каспийским морем, на Ю спускаясь до Кавказских гор (XI, 2, 15). Вообще, сведения писателей I в. Римской империи об этих землях крайне недостаточны; о Ю и В теперешней России ходили в Риме такие рассказы, что Страбон и Тацит отказываются от описания этих стран, признавая все сведения о них баснословными; на В от Эльбы, по словам Страбона, никто из римлян не ходил ни сухим путем, ни водным. Птолемеева карта Сарматии дает нам в перечне и расположении имен то представление древних об этой стране, какое к началу II в. нашей эры сложилось у греков и римлян. Сарматия делилась на азиатскую и европейскую; общими границами ее служили: Скифия по сю сторону Белур-тага и Волга (Rha) — на В, Каспийское м., Кавказ, Азовское м., Черное м., Днепр, Карпатские горы — на Ю, Сарматские горы, Германия и р. Висла — на З, Сарматский океан с Венедским заливом и неведомые земли Азии — на Сарматы Границу между обеими Сарматиями Птолемей проводит вдоль Азовского м., р. Дона и отсюда дальше на Сарматы Таким образом, в состав Птолемеевой Сарматии входили некоторые части нын. Пруссии и Царства Польского по сю сторону Вислы, северо-восточная полоса Галиции, вся Европейская Россия до центральных ее губерний со включением значительной части Кавказа. Поверхность Сарматии представляется вообще ровной, степной, безлесной, пригодной больше для скотоводства и кочевой жизни, нежели для жизни оседлой и земледелия, обильной реками, из которых иные были уже известны Геродоту. Ко времени Птолемея число имен сарматских рек значительно возросло, особенно в Азии, но не увеличилась точность в определении их течения и взаимного отношения: так напр. Птолемей смешивает Буг (Гипанид) с Днепром (Борисфеном). Кроме хлебных злаков, страна производила пеньку, лен, чечевицу, лук и различные корневые растения, а на Таврическом полуо-ве — даже виноград. Из фауны упоминаются львы, волки, дикие ослы, кабаны, лоси, олени, антилопы, зайцы, журавли, разной породы рыбы; из домашних животных — овцы, свиньи, лошади, быки безрогие, ослы. Предметами вывоза служили золото, драгоценные камни, соль, воск, мед; серебра и железа не было, так что, по словам Павсания, наконечники стрел и копий Сарматы изготовляли из кости. Население Сарматии составляли многие народы, в огромном большинстве кочевники, не строившие себе ни домов, ни городов, жившие в войлочных шалашах, которые передвигались на телегах. Хищнические набеги и скотоводство были главными источниками средств к жизни, а также торговля, преимущественно в южных частях Сарматии. Обыкновенной пищей Сарматы были конина и месиво из муки с молоком и конской кровью. Страбон знает между ними и людоедов. Одевались Сарматы в плащи без рукавов и шаровары, голову покрывали зимой высокой остроконечной шапкой, почти закрывавшей глаза; женщины носили род рубахи поверх длинного, просторного платья без рукавов, а на голове имели высокую заостренную повязку. Дикий, воинственный, вероломный народ, Сарматы управлялись царями, иногда царицами. К числу Сарматы древние историки относят множество племен, называемых ими по имени, но трудно поддающихся топографическому определению. Что касается народности племен, обнимаемых у римских писателей именем сарматы, то о многих из них существует значительная литература. Финны, хуны и гитоны упоминаются у Птолемея впервые; если под гитонами можно разуметь готов, то нет основания в хунах видеть гуннов, обозначаемых греческими писателями именем унков (Οΰνκοι). Славянство вендов установлено в науке прочно, равно как и иранское происхождение роксолан. Некоторые из городов Сарматии, перечисляемых Птолемеем, могут быть с большей или меньшей точностью фиксированы на нынешней карте и отнесены к местам ныне существующих поселений. Метрополь на Борисфене стоял, вероятнее всего, на месте нынешнего Киева. Садовский приурочивает Карродун ко впадению Збруча в Днестр, а Ерект, Вивантиварий, Клепидаву, Метоний — к Тирасполю, Бендерам, Ямполю и Могилеву Подольскому. На Припяти лежали города Ниосс, Сабрах и Леин; тот же ученый предлагает такую локализацию их: Чернобыль, Мозыр и местность к З от Пинска. Эти и другие города Сарматии, из которых многие носят греческие имена, не Сарматы были основаны и не им принадлежали. — Под Сарматы и древние, и средневековые писатели разумели непременно кочевников. Тацит (I—II в. по Р. X.) отличает венетов от Сарматы тем, что первые "строят дома, носят щиты, имеют навык и ловкость в пешей ходьбе, а вторые — в повозках и на коне" (German. 46). Аммиан Марцеллин (IV в. от Рождества Христова) так описывает кочевой быт одного из сарматских народов нынешней России, алан: "они не имеют вовсе домов и не занимаются хлебопашеством, кормятся только мясом и еще чаще молоком. В повозках, крытых лыком, они беспрестанно переходят с места на место по беспредельным равнинам. Где найдут место, пригодное для корма скота, там расставляют в круг свои повозки и кормятся, как дикие звери. Как только пастбище истощится, они кочуют дальше, с своими передвижными городами повозок, в которых родятся и воспитываются их дети, совершаются браки и все иные житейские дела. Куда бы ни толкнула их судьба, они везде у себя дома, гоня перед собою стада крупного и мелкого скота и больше всего заботясь о лошадях... Слабые по возрасту или полу сидят подле повозок и исполняют домашние работы, а люди возрастные и здоровые всегда на коне. С детства привычные к верховой езде, они почитают бесчестьем для себя ходить пешком. Славянство Сарматы, вопреки свидетельствам древних и средневековых писателей об их кочевом образе жизни и наружных признаках, отстаивают в русской литературе Венелин, Забелин, Самоквасов, Иловайский. В римской истории один из сарматских народов — роксоланы (Sarmatica gens, по Тациту) — часто является до конца IV в., причем римские императоры задабривают роксоланских владык подарками. В 69—70 г. от Рождества Христова, при императоре Веспасиане, эти Сарматы были частью истреблены в Мезии (нын. Сербия), частью изгнаны оттуда римскими легионами; по словам Тацита, сарматская доблесть роксолан не послужила им ни к чему: сражаться лешими они неспособны, а лошади их по случаю распутицы падали и вязли (Hist. I, 79). Император Адриан очистил от роксолан Дакию (117—118 г. от Рождества Христова), но потом заключил с ними мирный договор (Спартиан. 6). Хотя они упоминаются еще в XI в., но с половины I в. от Рождества Христова вместо них, как сильнейший сарматский народ, заступают языги, с Черноморского побережья двинувшиеся через Карпаты и утвердившиеся между Дунаем и Тисою. Отсюда Сарматы вместе с германскими племенами сильно беспокоили римские владения при Домициане и Марке Аврелии; война римлян с ними называлась маркомапскою, германскою, сарматскою. С языгами М. Аврелий заключил мир. Начиная с III в. сарматские племена оттесняются готами, потом гуннами. Имп. Аврелиан уступил им Дакию в 274 г. Тем не менее, с Сарматы вели войны императоры: Аврелиан, прозванный сарматским, Проб, Диоклетиан, Константин Вел. и др. В IV в. вся Сарматия вошла в состав готского царства. К концу этого столетия готское царство было разрушено вошедшими из Азии через Дон гуннами; имя Сарматы исчезает. Сведения о Сарматы во времена римской империи сообщают Тацит, Амм . Марцеллин, Приск, Евнапий, Иордан, Зосим и др.
Литература. Кроме старых сочинений Потоцкого, Георгии, Укерта, Маннерта, Кольстера, Шафарика, Мюлленгира, см. И. Е. Забелин, "История рус. жизни" (М., 1876, I); Sadowsky. "Handelsstrassen der Griechen u. R ö mer" (Иена, 1877). Д. И. Иловайский, "Разыскания о начале Руси" (изд. 2-е, М., 1882); В. Г. Васильевский, "О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1882, 7); Вс. Ф. Миллер, "Осетинские этюды" (III, М.; 1887); Л. Нидерле, "Starově ké Zprávy e zem ě pisu východni Europy se z ř etelem na zeme slovanské " (Пр., 1899); Юл. Кулаковский, "Карта Европ. Сарматии по Птолемею" (К., 1899).
Сарматы и готы
Когда готы дошли до Крыма, скифская культура уже находилась в упадке, а доминировали в регионе сарматы. Сарматы представляли собой иранское воинское племя, перебравшееся в степи с северного Кавказа. В военном отношении сарматы полагались на тяжелую конницу, вооруженную длинными копьями. Археологические и письменные источники сообщают, что сарматы носили чешуйчатые доспехи и железные шлемы. Павсаний писал: "Если кто не видел дракона, пусть представит воинские доспехи, напоминающие внешне зеленую еловую шишку". Зеленый цвет, вероятно, объяснялся тем, что бронза со временем покрывалась патиной.
Сарматский стиль ведения боя наложил свои отпечаток на тактику римлян и готов. Но несмотря на заимствования готы сохранили традиционную тактику, восходящую корнями к тактике древних германцев. В результате они получили армию, состоявшую из тяжелой конницы и пехоты. Позднее место сарматов заняли аланы, которые доминировали в районе Черного моря а затем присоединились к готам, переселявшимся на запад. Аланы, как и готы, сохранив старые германские обычаи, многое позаимствовали у сарматов.